Старец Иосиф Ватопедский: Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни?
Из афонских бесед со старцем.
Старец Иосиф Ватопедский
- Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.
Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.
Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить егодействия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.
Божественная воля или Божественный совет, если рассматриватьпоочередно, проявляется в четырех видах.
Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность,благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.
Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.
В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Богвмешивается и вразумляет.
И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живетв нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.
Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промыслреализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).
Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению,постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения
рассуждением.
В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, каксам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.
Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змейникогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.
Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота ипопечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.
Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Онавмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».
Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальнаяцель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.
Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познанияистины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).
Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместотого, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).
Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивомудомостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).
Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть егосостояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).
Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными приисполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.
Опубликовано: сб, 16/09/2017 - 14:33