«Секты — это вообще не «о Боге», секты — это «о деньгах» — архимандрит Хризостом (Грищенко)
Почему православные уходят в секты? В чем причина? — задумался насельник Архистратиго-Михайовского Зверинецкого монастыря архимандрит Хризостом (Грищенко).
- Почему православные уходят в секты? В чем причина? Почему мы, живущие на земле с тысячелетней традицией Православия, столь подвержены слащавым обещаниям сектантских деятелей?
- На мой взгляд, причин тут может быть несколько. С одной стороны, в том, что люди в таком количестве попадают в секты, отчасти виноваты сами православные. Ведь многие православные, казалось бы, воцерковленные люди, совершенно не интересуются своей верой, традицией своей земли. Люди не знают своей живой, прекрасной, глубокой традиции. И потому, когда встает вопрос – им просто нечего передать, нечего рассказать. Что может дать не имеющий, и что может рассказать не знающий?
Вера наша превращается в такое своеобразное «обрядоверие»
В результате, вера наша превращается в такое своеобразное «обрядоверие». Людей это не устраивает и, естественно, они начинают идти дальше в поисках того, кто им расскажет, покажет и объяснит.
Опять же, очень важный момент – наши пресловутые «бабушки». Заходит человек в храм – его там встречает такая «бабушка», которая, усиленно и непрошено обучая его мелочам вроде «там не стой», «сюда не ходи», «руки за спиной не держи», не дает ему возможности прикоснуться к важному, найти ответы на какие-то насущные вопросы, за решением которых человек и пришел в храм. Такая своеобразная «фарисейская ревность»... Такие «бабушки» могут годами и десятилетиями ходить в храм и даже причащаться, имея при этом в голове «винегрет» из совершенно немыслимых суеверий.
Околоцерковные суеверия — весьма небезопасная вещь
Эти околоцерковные суеверия весьма небезопасная вещь. Они тоже часто отталкивают людей от Церкви, чем наносят огромный вред.
Мне лично в свое время пришлось быть свидетелем такого случая. Молодой человек зашел в храм. Священника в храме не оказалось, и он, оглядевшись, обратился с вопросом к бабушке, которая мыла пол в храме. Он сказал ей, что у него в квартире самопроизвольно двигается мебель, падает и бьется посуда, звуки странные слышны к квартире, и спросил – что ему делать, что бы все это прекратилось? И она, вместо того, что бы отправить молодого человека для беседы к священнику, «ничтоже сумняся» посоветовала ему разложить по подоконникам головки чеснока.
С некоторых пор я четко для себя разделяю: есть народное православие, и есть церковное Православие.
Народное православие изобилует всяческими домыслами, суевериями, которые, в какой-то мере, тянутся с давних времен, из нашего прошлого глубокого язычества.
Такие моменты хоть и происходят в ограде Церкви – не несут в себе подлинного, церковного Православия.
Кроме того, некоторых новоначальных смущает, когда православные не живут и даже не стараются жить по заповедям. При чем, это относится как к прихожанам, так и священноначалию.
Нам, православным, нужно быть очень внимательными к себе
- Это, что касается проблем наших, внутрицерковных?
- Да, это причины, которые имеют место именно внутри церкви. Они существуют, и их обязательно надо учитывать.
Нам, православным, нужно быть очень внимательными к себе, что бы не стать соблазном для людей нецерковных. Что бы по неосторожности или невежеству нашему, или же суевериями и «фарисействованием» не оттолкнуть человека от Церкви. Надо чувствовать ответственность за то, как себя ведем, как живем, за то, что мы говорим или советуем людям.
Но, есть и другие, по моему мнению, более важные причины. Это касается непосредственно каждого человека, уходящего из Церкви в секту так и не став православным человеком. И здесь, зачастую, имеет место гордыня.
Нельзя приходить в Церковь с уверенностью, что тебе что-то должны или, что в Церкви все обязаны быть святыми. Надо понимать, что все люди имеют недостатки, не зависимо от того в Церкви этот человек или вне ее.
С другой стороны, нельзя по одному конкретному человеку судить о всей Церкви. Среди ближайшего окружения Христа один Его предал, но это совсем не означает, что предатели и все остальные апостолы. Не смотря на предательство одного и апостолов - Церковь наша возросла и окрепла.
Секты придуманы и плодятся лукавым для того, что бы как можно больше людей отвести от веры в Бога
Возможно, менее гордый человек, человек понимающий, что у всех свои недостатки – не обидится, если его где-то в храме встретили не так, как он хотел, и просто решит пойти в другой храм. Но, обычно срабатывает гордость и человек обижается на всю Церковь, не разбираясь и не испрашивая себя – «а, может, где-то я не прав»?
И человек идет в секту в поисках того, что его будут выслушивать, общаться с ним, отвечать ему на вопросы и улыбаться. Сект у нас сейчас в достатке и даже в излишестве.
Хотя в сектах, зачастую, тоже не выслушивают, не вникают в проблемы человека, загоняют человека в психологическую зависимость. Там проблем и соблазнов для человека даже больше чем в Церкви. Система всех сект очень замкнута внутри себя и внутри маленьких групп в секте и потому со временем все там превращается в подобие некоего «болотца».
Мне кажется, одна из самых больших опасностей сект в том, что соблазнившись и разочаровавшись в секте, человек может совершенно разувериться в Боге и перестать искать Его. Если в Церкви все искушения покрывает Господь, то в безблагодатных сектах люди лишены этой животворящей поддержки Господа.
Секты придуманы и плодятся лукавым для того, что бы как можно больше людей отвести от веры в Бога. Люди, утерявшие всяческую веру в Бога – самая легкая добыча для него.
Если кто-то, будучи в Церкви, грешит, то это не грех Церкви, это – грех против Церкви. И это надо понимать. Важно научиться смотреть внутрь себя и прежде, чем увидев что-то соблазнительное бежать искать что-то другое – попробовать разобраться. И если человек не хочет разбираться и не воспринимает Церковь такой, как она есть – ему преподносится нечто поддельное.
Когда советская идеология рухнула, у людей возник какой-то вакуум. А поскольку Церковь много десятков лет была гонима, и многие поколения были воспитаны вне Церкви - этот вакуум люди стали пытаться заполнять в сектах.
Нужно быть очень осторожным. Наши люди, несмотря ни на что, очень доверчивы. Этим пользуются аферисты, которые, видя, что есть спрос на все духовное – создают и подсовывают незадачливым соискателям «псевдодуховное». Попросту – зарабатывают на этом деньги.
- Т.е. секты - это вообще «не о Боге», секты - это «о деньгах»?
- Именно так. Основатель одной из самых популярных ныне секты сайентологов Рон Хаббард, однажды заявил: «Если хочешь заработать много денег – создай свою религию». Потом этот, как его называли, «неудавшийся фантаст» на несколько лет куда-то пропал, после чего появился с утверждением, что ему было откровение, и он принес эту весть людям. Он создал секту, от которой пострадало очень много людей по всему миру.
Секты улавливают напряжение людей – и адаптируются под ситуацию
И аферистов, подобных Рону Хаббарду, сейчас очень много.
Особенно количество сект возрастает в тех странах, которые переживают какое либо потрясение: революции, войны. В такое время особой популярностью пользуются апокалиптические секты, которые запугивают своих адептов всяческими катастрофами и концом света, в том числе.
Ярчайшие представители апокалиптической секты – «Церковь Свидетелей Иеговы» и «Адвентисты седьмого дня», вечно предрекающие конец света.
«Свидетей Иеговы», например, можно часто видеть в людных местах с журналами на таких специальных стойках. Очень четко прослеживается смена тематики этих журнальчиков: когда в нашей стране наступило неспокойное время – на обложках журнальчиков мгновенно появились фотографии ядерных взрывов и другие подобные этому пугающие сюжеты. Они улавливают напряжение людей – и адаптируются под ситуацию. И люди, подверженные влиянию, поддающиеся панике в любых непонятных ситуациях – попадаются на такие уловки.
Как раз одна из причин того, что люди бегают по сектам – желание найти выход из своих стрессов и страхов. Люди понимают, что кроме материального есть что-то духовное, но не знают, что не все духовное имеет знак «+». В духовном мире кроме доброго есть и злое.
Православная Церковь учит, что помимо мира добрых Ангелов, совершенно реально существует мир падших духов. Апостол Павел тоже предупреждал об этом. Он писал: «…сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11:14-15).