Рассказ о Тите и Евагрии: если мы не успели попросить прощения

Эта поучительная история особенно актуальна накануне Прощеного воскресенья.

Память преподобного Тита, пресвитера Печерского (ск. 1190) 27 февраля (11 марта по новому стилю). 

Одно из слов древнего Киево-Печерского патерика, названное «О двух братьях Тите попе и Евагрии диаконе», учит любви и прощению. Преподобный Тит пресвитер, мощи которого покоятся в Ближних пещерах, входит в собор печерских святых. Посмертная участь Евагрия нам неизвестна – как написал автор патерика, «горе лютое ему, если  он ради святых Антония и Феодосия, прощения не получит».

Некоторые повествования Киево-Печерского патерика кажутся нам очень далекими от нашей жизни и ее насущных проблем. Мы живем в другую эпоху, не имеем веры святых отцов, не можем и представить себя подвизающимся в меру монахов древнего Печерского монастыря. Однако души наши подвержены тем же грехам и страстям, и рассказ о враждовавших Тите и Евагрии звучит все так же актуально, как и 800 лет тому назад.

Печерские монахи Евагрий-диакон и Тит-поп были духовными братьями, имевшими единодушие и любовь между собой. Затем братская их любовь сменилась враждой и ненавистью. В патерике не сказано о причине их раздора, но указан виновник – дьявол, ненавидящий всякое добро и вложивший в их сердца злобу. Враждовавшие братья не могли выносить даже вида друг друга. «Когда Тит шел с кадилом, то Евагрий отбегал от фимиама; если же не отбегал, то Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени во мраке греховном: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь при причастии».

Смертельно заболев, Тит послал за Евагрием, говоря «Прости меня, брат, ради Бога, что я напрасно гневался на тебя». Диакона же привели насильно к умирающему, чтобы он помирился с братом. Тит обратился к нему со словами «Прости меня, отче, и благослови». Евагрий сказал в ответ: «Никогда не захочу примириться с ним: ни в этой жизни, ни в будущей». Вырвавшись из рук старцев, он вдруг упал. Присутствовавший при этом епископ Симон написал: «Хотели мы поднять его, но увидали, что он уже мертв, и не могли мы ему ни рук расправить, ни рта закрыть, как будто он уже давно умер. Больной же вскоре встал, как будто никогда и болен не был. И ужаснулись мы внезапной смерти одного и скорому исцелению другого, и со многим плачем погребли мы Евагрия, рот и глаза у него так и остались открыты, а руки растянуты».

Тит рассказал братии, что, увидевши на одре болезни Ангелов, плачущих о его душе, и бесов, радующихся его гневу, он начал молить брата о прощении. Когда же тот не простил его, явился Ангел немилостивый с пламенным копьем, ударивший Евагрия. Титу же Ангел подал руку и поднял его.

Рассказ о Тите и Евагрии, имевших вражду между собою, завершается наставлением епископа Симона к брату Поликарпу: «Берегись ее и ты, брат, не дай места бесу гнева: кто подчинится ему, тот и порабощен им. Но скорее пойди и поклонись вражду имеющему на тебя, да не будешь предан ангелу немилостивому, пусть и тебя Господь сохранит от всякого гнева. Он ведь сказал: "Да не зайдет солнце во гневе вашем"». Наставление это обращено и ко всем нам, особенно в дни накануне Прощеного воскресенья.

старший научный сотрудник

Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

Елена Лопухина

Социальные комментарии Cackle