Прп. Паисий (Величковский): Если кто имеет хоть одну из сих главных страстей, тот не спасется

Прежде всякого грехопадения, бесы наводят на человека следующие страсти: мрачное забвение, гнев жестокий, т.е. бесчеловечную и зверскую злобу и неведение, как тьму беспросветную.

Эти три страсти предшествуют всякому греху. Ибо не совершит человек ни одного греха прежде, чем он предварительно не расположится ко всякому злу или забвением или гневом или неведением. От них происходит душевное нечувствие, т.е. ум – душевное око, бывает темен и пленяется тогда всеми страстями.

Прежде всего рождается маловерие. Maловериe же порождает самолюбие – начало и конец, корень и родоначальник всякого зла, оно есть бессмысленная любовь к своему телу, когда везде и во всех вещах избирает кто-либо себе одному только полезное.

Искореняется же этот злой корень страстей любовию и милосердием и отречением от своеволия. Самолюбие порождает немилосердие и сребролюбие – несытую утробу, так же корень и причину всякому злу.

От сих двух – самолюбия и сребролюбия, происходит во всяком месте всякое несчастие и жестокие злодеяние.

Как в мирянах, так и в монахе сребролюбие порождает гордость, чрез которую бесы отпали от святой славы и свержены с неба.

Гордость порождает славолюбие, которым прельстился Адам, захотев быть Богом и не был, и тем навел страдание и клятву на весь род человеческий. Славолюбие порождает сластолюбиe, чрез которое Адам пал и был изгнан из рая.

Сластолюбие порождает чревообъядение и различные блудные дела.

Блуд порождает гнев, погашающий сердечную теплоту и пагубный для всякой добродетели.

Гнев порождает памятозлобие – охлаждение духовной теплоты. Памятозлобие порождает мрачную и злобную хулу на своего брата.

Хула порождает безвременную печаль, как ржавчина съедающая человека. Печаль порождает безумную наглость.

Наглость – порождает тщеславие, выставляющее напоказ добродетели и чрез это оставляющее труды без награды.

Тщеславие порождает невоздержное многоречие.

Многоречие порождает празднословие, пленение. Уныние порождает мрачной сон.

Если кто эти страсти победит, тому и прочие покорятся, – каковы: страхование, ужас, зависть, ненависть, лицемерие, лесть, ропот, нeвepиe, лихоимство, пристрастие, вещелюбие, малодушие, острожелчие, caмомнениe, любоначалие, человекоугодие, дерзость, смех, совершенное падение, невыразимый ров и погибель чрез отчаяние, в каком состоянии человек сам себя закалает, не ведая того человеколюбия Божия и милости, что пришел Он грешников спасти, и что нет на земле такого греха, которому не было бы прощения.

Из семи следующих страстей – самолюбия, сребролюбия, гордости с тщеславием, злопамятности, осуждения, самомнения, – отчаяние – конец всем страстям.

От сих страстей если кто не хранит себя и не отвержет их, тот погубит выше указанные следующие десять добродетелей: веру, любовь, пост, воздержание, бдение, молитву, смирение со смиренномудрием, безмолвие с молчаливостью, нестяжательность и рассуждение, и вместе повредит все остальные добродетели.

Если кто имеет хоть одну из сих главных страстей, таковой нисколько не преуспеет, хотя бы и подвизался против прочих страстей, совершал какую-либо добродетель и хотя бы даже кровь свою пролил за Христа; и молитва такового неприятна Богу. Господь Бог да избавит нас Своею благодатию от всякой напасти и страстей во веки. Аминь.

От редакции:  Преподобный Паисий переводил святоотеческие труды и почитается восстановителем монашеских традиций исихазма и «умной молитвы».
Некоторое время жил в Киево-Печерской лавре, работал в Лаврской типографии.

Фрагмент трудов «Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания»

Социальные комментарии Cackle