Протоиерей Александр Овчаренко: Миллионеры мало прощают

Все мы в той или иной мере стремимся к успеху. Стремимся обрести счастье. Правда, зачастую критерии успеха и счастья у каждого свои. И в погоне за материальным благом важно иногда остановить себя — не теряю ли я что-то более важное, нужно ли мне то, что я хочу поймать, мое ли это желание.

«Новый День» остановился, задумался и обратился к протоиерею Александру Овчаренко с вопросами, поиск ответов на которые рано или поздно становится важным для каждого человека.

- Нужны ли Богу успешные люди?
- В этом вопросе нет какого-то определенного учения у церкви, поэтому выскажу свое личное мнение. Мне кажется, Богу все равно, богатый ты и знаменитый, или нет. Богу важно, какое у человека состояние души, а не чем он занимается. Для церкви слово «богатый» имеет другое значение — богатый добродетелями. Бог равняет.
Бог наделил людей разными способностями. Эксперты говорят, что если распределять все деньги мира поровну между жителями планеты, рано или поздно все эти богатства снова будут сосредоточены в руках у тех, кто ими обладал ранее. Просто есть способности у некоторых людей привлекать и накапливать деньги.
- Это правда, что если жертвуешь «десятину» в церковь или на благотворительность, Бог дает больше денег?
- Нет. Любопытно, что самого выражения «рука дающего не оскудевает» или «да не оскудеет рука дающего» вы в библейских текстах не найдете. Это, по сути, просто формулировка идеи милосердия, за которое воздает Господь. В протестантизме есть целое учение о том, что если ты богатый, значит, ты получил благословение Бога. Если сравнивать три традиционные христианские конфессии — православие, католицизм и протестантизм, мы увидим, что каждая вера сохранила отпечаток времен, когда она создавалась.
Православие — это античное христианство, первый век, апостольские традиции. Католицизм — Средневековье, политические интриги, перекраивается Европа, крестовые походы. А протестантизм — это буржуазия, зарождение бизнеса, экономических процессов. Вот протестантизм и вобрал в себя богословие экономики. Хотя конечно это все схематично, жизнь намного сложнее..
Мотив неправильный — я даю для того, чтобы еще больше получить. А ведь надо давать из милосердия или для того, чтобы исполнить заповедь. Должно быть не важно — будет отдача, или нет. А если я жертвую на благотворительность, чтобы больше получить — мне кажется, не будет этих денег.
- То есть, не работает система?
- (Смеется). Я не знаю, не проверял. «Десятина» - это заповедь Ветхого завета и она ближе иудеям. В Новом завете об этом ничего не сказано. Есть прекрасная притча о двух лептах бедной вдовы. Ее жертва была признана Христом большей, чем все крупные жертвы богатых людей. «Истинно говорю вам, — сказал Христос, — что эта бедная вдова больше всех положила…» Поэтому это оставлено на усмотрение человека, какую хочет сумму, пусть он и жертвует, главное не сколько, а с каким чувством. А в протестантизме «десятина» - обязательна.
Зато у нас свечками торгуют и за крещение плату берут. Есть «выход из ситуации» для церкви, чтобы ей жить. У нас был такой опыт — сделали все бесплатным. Вернее, сколько можете — столько и бросьте в кружку для пожертвований. Месяц так мы прожили. Как вы думаете, когда мы открыли кружку, что там было?
- Ничего?
- 3% от прошлых пожертвований до нововведения. Потому что люди еще не умеют честно жертвовать. Но ведь надо церкви за свет платить, масло для лампад, муку, вино для богослужений. Раньше для литургии люди приносили натурпродукт — воск, уже испеченные просфоры. Сейчас же люди покупают свечку, которая кроме сакрального смысла, имеет еще и обменный. Человек приносит частицу своего заработка и меняет в свечной лавке, а мы уже сами на эти деньги покупаем все необходимое.
Другое дело, когда это превращается в коммерцию. Есть в церкви такая проблема. И поверьте, я больше всех критиканов знаю об этих церковных болячках. Эти проблемы постепенно решаются. Просто тогда, когда церковь вернула свой авторитет после советской власти, люди шли сюда нескончаемым потоком. Бывало и по 200 крещений в день в храмах. И это, конечно, не могло отрицательно не повлиять на некоторых священников.
- Иногда, наблюдая за поведением очень успешных людей, мне кажется, что в своей греховности они вышли на новый уровень. Когда не только сам грешишь, но и учишь этому остальных. Когда они изучают человека, находят и специально взращивают в нем слабые стороны, например, тщеславие. Чтобы затем им манипулировать. Потому что с «раздутым» эго и тщеславием человек не может быть самостоятельным — ему постоянно нужна подпитка и подтверждение, как он велик и прекрасен. И эту подпитку он получает у манипулятора.
- Так работают секты. Там это называется «бомбардировка любовью». Приходит адепт, его окружают заботой. А какие люди часто приходят в секты — несчастные, одинокие. А в секте его сразу начинают восхвалять, проводят с ним много времени. Это происходит, в среднем, две недели. Человек привыкает, что его любят. И вдруг друзья по секте резко прекращают с ним общаться — не звонят, не приходят, не зовут, здороваются холодно. Человек готов сделать все, чтобы вернуть это тепло. Готов ходить, проповедовать, стучаться, звонить, отдавать десятину.
Вы говорите о чем-то подобном. Это действенный механизм и он работает. У богатых людей иногда щелкает в голове «Я маленький бог, мне можно все». Это серьезное искушение. Боже упаси кому-то пережить это чувство пьянящей власти.
Я исповедовал миллионеров — у них грехи такие же, как и у обычных людей. Эти люди очень амбициозны, они мало прощают. Они могут сделать великодушный жест и простить, но в душе, все же, не могут с этим смириться.
Я видел богатых людей, которые проклинали день своего зачатия. И видел нищих, которые благодарили Бога за тарелку супа. Нельзя сказать, что нищий менее порочен, чем богатый. Или наоборот. Существуют социальные рамки поведения, которые сдерживают всех нас. И как только человек выходит за рамки социальных ограничений — его начинают разрывать страсти. Например, несколько лет назад было наводнение в США. Насколько демократичная страна с верховенством закона, но все же и в ней, когда люди оказались в условиях выживания — начали громить магазины, убивать и насиловать. Это творили добропорядочные граждане и законопослушные плательщики налогов.
Нищие выходят за рамки этих социальных норм поведения, и богатые — тоже выходят. Те же оргии, только у нищих они происходят в грязи, а у богатых — в дорогих апартаментах. Но это один и тот же ад. Просто декорации разные.
Церковь же учит, как остаться человеком, даже если лишился социальных «подпорок». Я читал о жизни священников в советских лагерях — там где люди теряли человеческий облик только вера помогала его сохранить.
- Прочла как-то вашу фразу о том, что никто не обещал человеку счастье. Разве Бог заинтересован в том, чтобы человек был несчастен?
- Да, действительно, в Евангелии Христос не обещал человеку счастье, он обещал Царствие Божие.
В обычном понимании у меня есть счастье — жена, дети, работа, достаток, который позволяет платить за квартиру, что-то съесть и детей одеть. Я не голодаю, могу себе что-то позволить купить помимо необходимости. Я здоровый, дети здоровы, родители живы. Но я вам скажу откровенно — больше себя ощущаю несчастным, чем счастливым.
Я счастлив тогда, когда чувствую, что Бог близко. А когда я чувствую, что связь разорвана (я солгал, выплеснул раздражение, впал в уныние) — тогда я чувствую себя одиноким. А когда я возобновляю эту связь с Богом — чувствую себя счастливым.
Мы бежим за счастьем и почему-то оно все дальше и дальше от нас убегает. Мне кажется, счастье не нужно искать. Если и говорил Господь о блаженстве, то оно заключается совсем в другом. В Евангелие есть такие слова: «Просите и дано будет вам. Стучите и отворят вам. Ищите и найдете. Ибо всякий просящий получает и ищущий находит и стучащему отворят». Нам можно у Бога просить помощи, например, в получении жилплощади, или чтоб семья хорошо жила. Но не забывать, что - на Бога надейся, а сам не плошай. Если конечно мы правильно вникли в эту пословицу (Улыбается).
Главное для Бога — чтобы человек нашел свою дорогу и стал совершенствовать самого себя. Духовно рос. А все остальное приложится.
- Смотрели фильм «Остров»? Помните, как главный герой сжег шикарные сапоги настоятеля храма, пытаясь сделать его жизнь проще. Не думаете ли вы, что и запорожским священникам пора жечь свои сапоги, потому что служителю Бога не обязательно ездить на мерседесе. Или даже противопоказано.
- Не хочется оправдываться, но могу сказать, что среди запорожских священников единицы ездят на мерседесах. Три-четыре человека. Все остальные ездят на обычных автомобилях. В принципе, конечно, это нужно. Конечно, должна быть у священника внутренняя цензура и самоограничение. Аскеза — не последнее слово в православии. Но здесь тоже есть несколько граней. Можно стать «нищебродом» напоказ и всех осуждать. А с другой стороны, иметь силу, власть и демонстрировать их — это тоже искушение.
Пусть каждый священник отвечает сам за себя, но я могу сказать, что чаще видел нормальных священников. У меня машина 2004-го года, я ее б.у. покупал, в кредит. А как мужчине, мне, разумеется, нравятся большие красивые машины. Но мне кажется, что в духовном плане это будет шаг назад и не факт, что покупка такой машины принесла бы мне счастье.
«Остров» - глубоко православный фильм. Он показал не только красоту православия внешнюю, но и действие внутренних страстей. Что святой — не обязательно безгрешный. Безгрешный только Христос.
- В Библии написано «Вся власть от Бога». Считаете, что украинцы не должны были выходить на Майдан?
- Услышал от владыки Василия (Златолинский) историю: захватил в Византии власть жестокий диктатор. И начал там рубать направо и налево людей. Пришли вельможи к старцу и говорят: «Помолись Богу, спроси, почему нам достался такой жестокий правитель?». На следующий день пришли они снова к старцу. Он говорит: «Да, Бог мне дал ответ. Он сказал: «Хуже не нашел».
Мое глубокое убеждение и как христианина, и как священника и как гражданина — нельзя с помощью революционного переворота сделать что-то хорошее. Это показывает история.
Хотя, Бог даже уклонение во зло направляет к добрым последствиям. Считаю, что использовали искренность, запал людей. Я не знаю всю подноготную, у меня нет документов. Но я знаю точно — перевороты ничего хорошего не делают.
Первая революция была на небесах. Когда сатана решил провести широкую демократизацию небес. До сих пор расплачиваемся. Я не знаю, зря или нет украинцы вышли на Майдан, но по-моему — лучше бы не выходили.
- Бог дал человеку свободу выбора и воли. Как понять, что то, что ты делаешь — угодно Богу?
- Это и для меня дилемма. Нет такого, чтобы лампочка зажглась - «молодец!». Есть заповеди Божьи — не убей, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать своих, не завидуй, не возжелай жену ближнего своего.
Должна быть вера в душе от принятия решения. Должно быть спокойствие, мир. И от Бога всегда приходит какое-то известие. Только есть опасность, что сам себе начнешь внушать это чувство. Важно сказать: «Господи, не как я хочу, а как ты». Чтобы ваше решение было на пользу, во спасение. Конечно, это работает только тогда, когда человек говорит это искренне.
Бог помогает человеку сделать выбор, помогает ему и после принятия решения, Он уважает свободу выбора, каким бы он не оказался. Иначе Он перестал бы быть Богом…
Алена Голота

Новый День

Опубликовано: вт, 25/08/2015 - 22:16

Статистика

Всего просмотров 139

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle