Почему важно служить молебны?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Священное Писание открывается Книгой Бытие. Один из первых ее стихов: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). В еврейском оригинале употребляется следующая метафора: Дух Божий обнимал мир, как заботливая птица-мать обнимает своих птенцов. Этот образ словно бы распростертого омофора, символизирующего полное покрывание Божественное нас – полную нашу защиту Богом – неоднократно повторяется и в Библии, и в богослужении, и в иконописи. Событие Вознесения Господня: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24:50–53). Т. е. Спаситель возносится и благословляет (вспомним иконы Вознесения Господня), словно бы обнимая весь мир, защищая его. Точно то же мы видим и в иконографии праздника Покрова Пресвятой Богородицы, Которая усыновила все человечество и молится о всех нас Богу.

К чему это длинное вступление?

Церковь-Мать во главе с Господом нашим Иисусом Христом стремится защитить человека на всех путях его, желает, подобно живительному кислороду, Святым Духом напоить каждое мгновение, каждое дело человека, чтобы всемерно помочь ему в земном бытии, чтобы привести его в Царствие Небесное.

Кроме того, здесь есть и еще один момент, о котором замечательно писал в книге «Моя жизнь во Христе» святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? Словом мир сотворен и стоит: «нося всяческая глаголом силы Своея» (Евр. 1:3); и однако ж мы грешные обходимся со словом так легкомысленно, небрежно. Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что  мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово? – О, окаянные мы человеки! С какою драгоценностию так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующаго и любящаго сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например, на молитве, при Богослужении, в проповедях, при совершении таинств! Христианин! Дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни».

«Помни, что слово – начало жизни», – делает вывод святой человек.

И не случайно Господь-Жизнодавец именуется Божественным Иоанном именно Словом, Которое было в начале начал: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1–5).

Человек, живущий лишь материальным, бегом этим суетным, в сердцевине которого идолопоклонство стяжанию богатства и наслаждениям различным, не понимает, что в начале не дело, нет. Дело, в начале которого только дело и мозгово-мышечное усилие самого человека, несмотря на кажущуюся внешнюю помпезность и даже величие, обречено на провал и никогда не приведет к добру. Оно самой же падшей нашей горделивой природой будет извращено.

Тому подтверждение Советский Союз. Расскажу о частном случае из постсоветской истории. В Николаевской области есть довольно много сел-призраков, которые еще есть на карте, но фактически не существуют. Почему? Они были построены и заселены только вследствие экономического фактора, как придатки-спутники, обслуживающие колхозы, машинно-тракторные станции, животноводческие фермы. Исчезли последние, прекратили свое существование и они. Остались только руины, постепенно поглощаемые растительностью, среди которых бродят дикие звери. Но те села, в которых есть храмы, стоят, и жизнь в них продолжается. Они насчитывают не одно столетие в своей истории.

Почему? Слово Божие становится в данном населенном пункте источником жизни. Сердцем веси, душою села. И оно живет. Точно так же и любое дело: оно должно быть в самом начале, словно добрым семенем, засеяно глаголом Божиим. Тогда оно даст добрые и прекрасные плоды. Об этом сказал нам сам Господь наш Иисус Христос: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).
Как говорили наши предки: «Без Бога ні до порогу. З Богом хоч за море».

Потому-то так важно служить молебны.

Все богослужение Церкви разделяется на общее (часы, вечерня, утреня, Литургия) и частное, которое приспособлено святыми отцами для индивидуальных нужд людей. Потому оно и называется требами, т. е. совершающееся по потребности человека. Требы охватывают почти все сферы человеческой жизнедеятельности. Для этого достаточно просмотреть содержание Требников – специальных книг, в которых напечатаны чинопоследования треб.
Одним из видов треб есть молебны, которые по сути своей являются сокращенной Литургией, ее подобием (без Евхаристического канона, во время которого пресуществляются Святые Дары). Но имеющие в себе словно бы отпечаток источника жизни, неиссякаемо бьющего в Божественной литургии, берущего в Ней свое начало.

Молебны также есть практически на все случаи жизни. Наиболее часто употребляемые – общие молебны (молятся о здравии православных христиан), о начале всякого доброго дела (призывание благодати Святого Духа на доброе дело отдельного человека), о путешествующих, о болящих, благодарственные молебны. Нужно обязательно стараться по завершении дела или по выздоровлении, по возвращении из путешествия служить благодарственные молебны. В них мы благодарим Бога за Его дары нам. Есть и более редкие молебны: перед хирургическим действием, перед родами, о воздушном путешествии или хотящим по морю плыти и т. д.

Заказывая и служа молебны, мы уподобляемся евангельскому мужу благоразумному, «который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что был основан на камне» (Мф. 7:24, 25), а кто не молится, уподобляется «человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:26, 27).

Что мы выберем: невидимый камень молитвы – надежнейший фундамент жизни или песок материальности да собственных усилий, текущий сквозь пальцы, в сердцевине которого смерть и разложение? Дело каждого из нас.

Иерей Андрей Чиженко

Опубликовано: пт, 03/02/2017 - 13:35

Статистика

Всего просмотров 136

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle