Почему Усекновение главы Иоанна Предтечи считается праздником?
О столкновении добра и зла - архимандрит Хризостом (Грищенко), насельник Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря.
«… Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, - дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе». (Мар. 6:17-29)
Вот Евангельское описание события, которое мы с вами, братья и сёстры сегодня отмечаем.
О чём нам говорит этот Евангельский сюжет?
Чему нас научает праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи? И почему вообще это страшное событие традиционно считается праздником?
Перед нами разворачивается картина ещё одного столкновения добра и зла, столкновения мира (погрязшего в греховных страстях), и святого человека, посланного Богом как проповедника покаяния. Ведь главная мúссия Иоанна Предтечи – это призвать людей к покаянию.
Об этом его важном посланничестве предсказывали многие пророки. Например, пророк Исаия (за 700 лет до Новозаветных событий) назвал Предтечу — Гласом вопиющего в пустыне, который будет призывать людей: «…приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие»... (Ис. 40:3-5)
И через пророка Малахию Бог о Предтече говорил: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». (Мал. 4:5,6) Здесь, конечно же, не говорится о реинкарнации личности пророка Илии (так как он был взят на небо в теле), здесь говорится о человеке, который придёт в духе пророка Илии, т.е. с подобной ему мúссией, пылкой верой, и ревностью по Боге и Его истине, с призывом к примирению с Богом, с призывом к покаянию, т.е. изменению жизни. В этом пророк Илия и Иоанн Креститель очень похожи.
Почему Предтечу изображают на иконах как ангела и называют Ангелом Пустыни?
Через того же Малахию Бог (примерно за 400 лет до рождества Христова) говорит: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:1). Это тоже пророчество о Предтече. Он здесь назван Ангелом Господним (почему его иногда и изображают на иконах как ангела с крыльями, и называют Ангелом Пустыни), но это не потому, что Предтеча — Ангел во плоти по существу. А потому, что слово “Ангел” переводится как Вестник. Он был послан от Бога с ВЕСТЬЮ о скором пришествии Христа Божия и о том, что без покаяния невозможно достойно войти в общение с Богом и Его Сыном. Но покаяние – это не просто теоретическое признание своих грехов, а практическая решимость изменить свою жизнь. Об этом святой Предтеча говорил: «…Сотворите же достойные плоды покаяния…[ибо]…уже и топор при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лук. 3:8,9).
И о такой перемене жизни — от безбожной к богоугодной — Креститель говорил всем, невзирая на лица: и бедным и богатым, и ремесленникам и солдатам, и рабам и царям…
Вот и Ироду, с его незаконной женой, т.с. «попало» от святого Иоанна. И Предтеча изобличал Ирода не из политических мотивов, а потому что тот, считая себя частью богоизбранного народа и считая себя верующим в Единого Бога, жил как язычник, чем причинял соблазн многим его подданным. А о том, что Ирод отождествлял себя с богоизбранным народом, видно из Евангельских слов: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его».
Вот, напрашивается и первый поучительный вывод из воспоминаемых нами событий. Разве не бывает так, братья и сёстры иногда и с нами – тут мы готовы слушать, и слушать с удовольствием живительные словеса Истины, а когда речь заходит о деле – ты оставь, человек, твою душепагубную страсть, мы раздражаемся, а то начинаем даже противоборствовать Истине.
Чему нас ещё учат вспоминаемые события, связанные с Усекновением чеснóй главы Иоанна Предтечи?
Тому, что изобильные возлияния алкоголя и шумные гуляния со страстными плясками полуобнаженных женщин и трезвомыслие не совместимы. Тому, что нельзя давать никаких поспешных клятв и обещаний. Тому, что от власть имущих зависят жизни простых людей, и нельзя, злоупотребляя властью из человекоугодия перед такими же власть имущими, бездумно и со страстью распоряжаться судьбами людей. И всё это вызывает печаль.
Но также события Усекновения главы пророка Иоанна нас учат стойкости в вере, ревности по Богу, послушанию истине и бытийному преображению нашей жизни, а не просто теоретическому принятию Христова Учения. И это всё приносит в сердце искренне верующего радость.
А в заключение хочется процитировать слова владыки Антония Сурожского: «Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем... Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. Таков сегодняшний праздник». Предтече Спасов Иоанне, моли Бога о нас. Аминь.
Опубликовано: пт, 11/09/2015 - 10:51