Почему Православие является фундаментом педагогики
Без сомнения, педагогика является одной из самых приоритетных сфер человеческой культуры. Во все времена народы и государства уделяли ей самое пристальное внимание. С чем это связано?
Воспитание будущего поколения – одна из наиболее важных отраслей человеческого сообщества. Ведь в будущем ребенок, а позже взрослый сделает в это общество свой вклад – хороший или плохой, добрый или злой. И во многом от воспитания и правильных методов педагогики зависит, будет ли данное общество (государство, нация, народ) жить и развиваться или сойдет с арены истории, исчезнув или, что хуже, сгубив само себя, в том числе и неправильным воспитанием подрастающего поколения.
Об этом красноречиво говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сочинении «Ей, гряди, Господи Иисусе», послужившем предисловием к святоотеческому творению «Апокалипсис». Толкование святого Андрея, архиепископа Кесарийского». Блаженнейший писал: «Если человек грешит, то есть порождает и распространяет разрушительную энергию, то тем самым он не только отравляет духовную среду, но и сокращает, “убивает” время, приближает его конец. Всякий грех несет разрушительные последствия для всей вселенной и времени. И наоборот, покаяние и праведность увеличивают силу жизни, всего мироздания, продлевают историю, время».
Потому значение педагогики для нас трудно переоценить.
Во время своей истории человечество создавало массу педагогических теорий. Одним из выдающихся православных педагогов-теоретиков конца XIX – начала XX столетий был профессор Киевской духовной академии Николай Корнильевич Маккавейский, который в своих многочисленных работах, таких как «Религия и народность как основы воспитания», «Педагогика древних отцов и учителей Церкви», «К вопросу о религиозном воспитании в нашей средней общеобразовательной школе», и иных трудах анализирует накопленный человечеством педагогический опыт и делает определенные выводы, касающиеся воспитания детей на основе и в духе Православия.
Особую тревогу в предреволюционное время, в которое жил ученый, вызывают беспринципность и бесхарактерность его современников из-за отсутствия в них духовного стержня, увлечения не нравственностью, но грабительским накоплением материальных благ. Николай Корнильевич приходит к выводу, что настоящим фундаментом образования могут стать только моральные ценности.
Кроме того, Маккавейский анализирует древние языческие системы воспитания, например, китайскую, индийскую, египетскую, персидскую, эллинскую.
Профессор Киевской духовной академии заключает, что педагогика древних цивилизаций была основана на религии.
Так, в древнем Китае учитель перед началом обучения совершал жертвоприношения у алтаря Конфуция и бога наук. Все его воспитанники воскуряли фимиам и преклоняли колена перед алтарем, прося у богов помощи.
В древней Индии брамин перед обучением-чтением Вед совершал ритуальное омовение и другие священные обряды.
В зороастрийской Персии юноша получал пояс-оберег, был обязан знать исповедание своей веры, давал клятву на верность закону Зороастра.
Педагогика в древнем Египте полностью была подконтрольна жречеству. Особое внимание в воспитании уделялось религии. Юноши должны были заучивать множество священных текстов. Если мальчики хотели стать жрецами, то обучение проходило всю жизнь. Потому жрецы считались самыми образованными людьми в Египте.
Особенностью индийского и египетского воспитания была строгая кастовая система, жестко закреплявшая человека в определенном общественном классе.
Древнегреческая педагогика также начиналась с мифологии, согласно которой первыми воспитателями были боги. Мальчиков и девочек учили обрядам, религиозным гимнам и т. д.
Но во всех этих перечисленных системах воспитаний языческих религий был главный недостаток. Они готовили семьянина, государственного мужа, правильного члена общества, но не учили заглядывать внутрь себя, не учили бороться с грехом, исправляя свою душу.
Так, к примеру, идеал древнего китайца был ориентирован на семью, потом на общество. Это должен был быть начитанный, образованный человек, вежливый, спокойный, эрудированный, хорошо управляющий собой.
Индийское воспитание кажется еще более узким. Оно готовило подростка к тому, чтобы он хорошо знал традиции своей касты, ее обязанности, обряды и церемонии. Так, к примеру, для браминов важными были интеллектуальные способности, для кшатриев – сила и мужество, для вайшьи – трудолюбие, для шудры – покорность.
Персы более всего ценили воинскую доблесть, очень много сил отдавали физической подготовке.
Кастовая педагогика древнего Египта во многом походила на индийский аналог. Для нее были характерны крайний деспотизм господствующего класса и крайняя угнетенность низших сословий.
Греки ценили гармонию между душой и телом. Среди педагогических методов – гимнастика для тела и изящные искусства, философия, математика, грамматика для души и ума. Но известно, что античная традиция тесно связана с педерастией, которую она пыталась воспеть как некий компонент доблести и мужества.
В древнем Риме главный упор делался на гражданском служении и превосходстве римской нации над другими народами. Кстати говоря, слово «педагог» появилось впервые именно в Риме. Им назывались рабы или отпущенники, обучавшие мальчиков языку и хорошим манерам.
Маккавейский, анализируя вышеупомянутые языческие педагогические системы, говорит об их «телесности». В них практически не рассматривается духовная составляющая человеческого существа, нет идеи человеческой личности, которая ценна сама по себе.
Только христианство в полной мере развило данную идею, уделяя внимание формированию свободной равноправной человеческой личности. Христианская педагогика призывает все силы направить к нравственному совершенствованию самой личности, к избавлению ее от греха. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», – как говорил преподобный Серафим Саровский.
И в этом смысле нравственное совершенствование человека на пути к спасению является главной целью педагогики, ее высшей формой. И потому христианское православное воспитание очень важно. Оно составляет и должно составлять ядро, сердцевину, фундамент педагогики.
Протодиакон Александр Кириленко
Опубликовано: вт, 14/02/2017 - 18:36