Почему находящиеся в духовных поисках предпочитают секты?

Об этом подробно — Виктор Чернышев, профессор КДА, сектовед. Ч.2. 

Читайте также: Почему находящиеся в духовных поисках предпочитают секты. Ч.1

Тактики и стратегии, или Как вовлечь нового адепта?

Процесс вовлечения новых адептов в секту имеет тщательно разработанную стратегию. По свидетельству Французской Ассоциации защиты семей, он разделяется условно на четыре этапа:

1 этап (польстить и соблазнить): нового человека окружают заботой и вниманием так, чтобы он ощутил полную заинтересованность в понимании его проблем. Адепта буквально «бомбят любовью», используя лесть и обман, восхваляют его качества, играют на самолюбии;

2 этап (нейтрализовать психозащитные качества личности и ее способности критически воспринимать действительность): достигается благодаря созданию таких условий жизни (диета, лекции, проповеди, совместные моления, медитации, изучение доктрины секты), когда адепт не может остановиться и задуматься над тем, что он делает и как живет;

3 этап (закрепить членство в группе, стимулировать социальные разрывы): семья, друзья, общество – враги, поскольку не разделяют его убеждений; утверждение в собственной исключительности и избранности;

4 этап (сделать возвращение к обществу невозможным): «спасение» человека и его «вечная жизнь» ставятся в прямую зависимость от пребывания в секте и послушания ее лидеру, доминирует мотивация, что очень неумно отступать, когда цель близка.

Обозначенные выше этапы направлены на то, чтобы быстро и крепко привязать человека к культу или секте, затуманить его сознание и развить комплекс полной инфантильности. Однако  конечная цель обращения в деструктивных культах заключается в том, чтобы вербуемый безусловно и окончательно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанной группой. Все это достигается при помощи изменения сознания, создания новой личности и установления психологического контроля. По признанию многих специалистов (С. Хассен,  М. Сингер, Р. Лифтон), занимавшихся вопросами психологического воздействия, именно контроль сознания является определяющим признаком деструктивности культа.

Специальные техники сектантов, воздействующие на психику

Существуют и специальные техники, позволяющие воздействовать на психику человека: гипнотический транс или введение человека в любое другое измененное состояние, внушение, лингвистическое программирование реальности на основе особого языка и терминов, ритуалы остановки мыслей, культивирование фобий, прививание зависимостей, деприваций, групповые медитации, аудиостимуляции.

Весьма существенным механизмом воздействия  на личность в деструктивном культе является групповое мышление. Когда человек поддается влиянию всеобщего действия и начинает вести себя вовсе не так, как  делал бы это в одиночку, т.е. проявляет групповой конформизм. И в результате реального или воображаемого давления группы изменяется его поведение или убеждения. В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса, суть которого сводится к следующему: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму». Как описывал Фестингер, «диссонанс» — это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его убеждениями и верованиями. Сродни голоду,  эта напряженность заставляет человека ощущать дискомфорт и принимать меры к его устранению. Люди предпочитают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласовывались, и допускают лишь незначительное несоответствие между этими тремя компонентами своей личности. Психологическое исследование показало, что, если один из трех компонентов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения когнитивного диссонанса. Например: когда люди ведут себя, по их мнению, глупо или безнравственно, они изменяют  свои установки, дабы убедить себя в том, что их поведение разумно и оправданно. Когда люди, считающие себя достаточно гуманными, незаслуженно причиняют кому-либо боль, они снижают возникающий при этом диссонанс, относя свою жертву к числу маргиналов или принижая ее». Когда  же мысли, поведение и чувства человека меняются, меняется его личность. Если при этом информация, которую получает человек, жестко контролируется  (дозируется или подвергается цензуре), то он лишается возможности анализировать достоверную информацию и утрачивает реальную возможность размышлять, что стимулирует изменение его сознания. Теория когнитивного диссонанса позволила специалистам выделить   четыре   основных   приема   модификации поведения,  которые  активно применяются во всех деструктивных организациях. «Модификация поведения – это использование положительного подкрепления для контроля и изменения личности (или группы)».

Изменяя поведение, секта изменяет установки личности. «Происходит психологическое перепрограммирование человека, реформирование его сознания и рождение новой личности», - отмечает И. Митрофанова. Приемы модификации поведения осуществляются в таких сферах: поведения, мыслей, эмоций и информации. С. Хассен назвал это BITE (Behavior – поведение, Information – информация, Thoughts –мысли, мышление и Emotions – эмоции) – модель.

Контроль поведения, информации, мышления и эмоций: как распознать?

Контроль поведения  проявляется в самых разных формах, включая манипулирование сном, изменение  диеты, вторжение в личную жизнь, отрыв от друзей и других новичков, ограничение свободного времени, постоянная опека со стороны «приставленных» друзей. Проявление индивидуализма подавляется. В каждой группе есть свой характерный набор ритуалов, который способствует сплочению ее рядов. Ритуальной становится лексика, манера выражаться, осанка, выражение лица и даже традиционный способ представления групповых убеждений.

Контроль информации начинается еще в момент вербовки, когда культы скрывают или искажают информацию, чтобы заинтересовать человека. «Информация – это пища для ума,   которая поддерживает наши мозги в состоянии активности и позволяет им нормально работать. Лишите человека информации, которая ему необходима, и он не только не сможет составить мнение ни по одному вопросу, но и вообще лишится возможности здраво рассуждать. Отсутствие информации позволяет вводить человека в заблуждение, - пишет автор книги «Деструктивные психотехники».

Управляя  потоком  информации  и  способностью  его  обрабатывать, культы не позволяют  людям здраво судить о собственной жизни или действиях группы. Подавая информацию «дробными порциями», секта не позволяет увидеть своим членам общую полную картину. Люди становятся заложниками деструктивных сект, так как к ним не поступает критическая информация из внешнего мира. Кроме того, внутренние доктрины культа раскрываются постепенно, по мере приобщения человека к жизни в секте. Со временем внутренние механизмы  новичков, позволяющие анализировать и обрабатывать информацию, перестают адекватно функционировать.

Контроль мышления подразумевает столь глубокое индокринирование членов группы, что они усваивают групповую доктрину, принимают новую языковую систему и практикуют техники остановки мысли, чтобы,   опять же таки, свести к минимуму душевный дискомфорт и добиться сосредоточенности. Чтобы стать полноправным хорошим членом группы адепт должен научиться манипулировать процессом собственного мышления.

В деструктивных сектах идеология всегда выдается за единственно правильную истину и верную картину реальности. Таким образом, усвоенная доктрина служит неким фильтром для поступающей информации. Человек начинает неосознанно обрабатывать  и делить информацию на полезную и не полезную, на правильную и не правильную. Все, что не согласуется с доктриной, отбрасывается.

Каждая деструктивная группа или тоталитарная секта вырабатывает свой собственный «подтасованный язык», состоящий из закодированных символов и словесных клише наподобие стереотипного «птичьего языка», который используется, чтобы блокировать мыслительные процессы». Использование такого особого языка позволяет перевести любую ситуацию из реальной плоскости в плоскость сектантских штампов. Кроме того, употребление    таких    штампов    позволяет   чувствовать   членам    группы некую «особенность», избранность, что приводит, в свою очередь, к отгораживанию от внешнего мира и еще большему стремлению к общению только со «своими». «Важный элемент контроля мыслей строится на обучении членов группы экранировать, или блокировать, любую информацию, в которой содержатся критические замечания о группе, - отмечает  И. Митрофанова.   Если  в информации присутствуют критические замечания в адрес лидера секты, доктрины или всей группы, член группы как бы ставит перед собой  мысленно завесу – «экран», чтобы посторонняя информация не проникла в его сознание.

К числу достаточно распространенных и эффективных приемов, позволяющих контролировать мысли, относятся ритуалы остановки мысли. Каждый раз, когда в сознании члена секты появляется какая-либо сомнительная мысль, он должен ее остановить – не дать ей развиться дальше, чтобы подавить возникший негатив и вернуть душевное равновесие. Таким образом адепт учится отгораживаться от всего, что угрожает его сектантской реальности.

В деструктивных культах используются различные техники остановки мысли. Это – чтение мантр, медитации, молитвы, пение псалмов, «говорение на языках», работа с дыханием, всевозможные позиции, танцы, психогимнастика. Некоторые из этих техник применяются и в психотерапии, и в обычной жизни. Сами по себе они могут быть безобидны, но в деструктивных сектах приобретают извращенный характер. Там такие  приемы доводятся до автоматизма. Покинув секту, в которой применялась техника остановки мыслей, бывшему адепту приходится проходить через трудный период реабилитации и отвыкания, чтобы вернуться к нормальной жизни  и полноценному общению с окружающими.

Контроль эмоций  в деструктивных сектах  достигается при помощи поддержки эмоционального дисбаланса и сужения диапазона личных чувств.

С одной стороны, в культах и сектах человека заставляют почувствовать нечто особенное, осыпая их похвалами, «бомбардируя любовью», чтобы поощрить преданность и верность; а, с другой стороны, манипулируя чувствами вины и страха, ставят его в зависимость от группы. Фактически используют технику модификации поведения методом «кнута и пряника». Мощным инструментом эмоционального контроля служит во многих деструктивных организациях публичная исповедь. Любое признание в каком-либо грехе или дурном поступке, намерении, высказанное членом секты, может быть тотчас же использовано против него, как только человек оступится или попытается критиковать методы или доктрины организации, либо ее лидера. Вина и страх – это мощные и необходимые инструменты, позволяющие держать людей под контролем. Манипулируя чувством страха, можно искусственно создать образ единого врага, чтобы еще сильнее сплотить группу и ее членов. Можно внушить последователям страх перед невыполнением обязанностей и неминуемой карой, которая непременно последует  за ту или иную провинность. Во многих прививается такое мощное чувство страха, что человек в результате становится параноиком или начинает страдать фобиями.

Контроль эмоциями в деструктивных сектах и культах распространяется на межличностные отношения, вплоть до регламентации личной жизни и сексуальных связей. В тоталитарных группах центр контроля смещается от индивидуальности к коллективному «Я» всей организации или же личности лидера.

Специалисты-эксперты по деструктивным культам полагают, что контроль поведения, мыслей,  эмоций и информации оказывает столь колоссальное воздействие на человека, что позволяет манипулировать даже людьми с очень устойчивой психикой.

Этапы тотального психологического контроля над личностью. Цели и средства

Процесс обретения психологического контроля над личностью осуществляется  поэтапно. Такая трехэтапная модель трансформации мышления была разработана в конце сороковых годов на основе исследований Курта Левина и описана в книге Эдгара Шайна «Принудительное убеждение». Этот метод может также применяться и при установлении непринудительного психологического контроля, позволяя реформировать личность и сознание человека. Три этапа состоят из размораживания: разрушения прежней личности; изменения: процесс идеологической обработки;  замораживании: укрепления  новой личности.

1. Размораживание – психологическое растормаживание личности, доведение ее до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания. На этом этапе  разрушается  прежние представления человека о реальности, перестают работать его защитные механизмы.  Для разрушения личности можно использовать физиологическую дезориентацию, т.е. лишить сна, изменить рацион и распорядок питания. Можно применить технику гипноза и намеренного навязывания противоречивой информации, либо повысить внушаемость, используя  информационную изоляцию или информационную перегрузку. Человека можно буквально «задавить» потоком информации, которую он не в состоянии будет «переварить». Размораживанию способствуют такие техники, как управляемые медитации, групповые инсайты, танцевальные техники, суфийские вращения, ритмичная музыка и даже хоровое пение.

Существуют и другие техники, например, техника двойного капкана.  Адепта заставляют подчиниться правилам игры лидера, хотя при этом у него сохраняется иллюзия свободы выбора. Выглядит это так: «Руководитель семинара или собрания может сказать: «Если вы сознаете, что в вашей жизни что-то не складывается, то, отказываясь от участия в семинаре, вы позволяете этому разладу управлять вашей жизнью». Другими словами, сам факт вашего участия в семинаре неоспоримо доказывает, что вы не обладаете достаточными знаниями, чтобы самостоятельно решить, уходить ли вам отсюда». 20 Есть деструктивные группы, где применяют тактику агрессивного воздействия на личность (например: публичное унижение перед лицом всей группы). Когда человек уже сломлен, он готов к следующему этапу.

2. Изменение. Замена включает в себя пошаговое создание и навязывание новой «идентичности». В результате применения техник контроля сознания человек отходит от прежних убеждений и принимает новые, навязанные сектой. На этом этапе используются все выше перечисленные модели модификации поведения, мистические манипуляции. Но самую большую роль в процессе замены играет групповая психология.

3. Замораживание. Под замораживанием подразумевается отказ от старой идентичности и консервация новых стереотипов. В результате примененных техник контроля сознания собственная личность завербованного человека доводится до состояния психологической беспомощности, обессиливается и дискредитируется. Чтобы этот этап прошел успешно, перед человеком нужно поставить новую жизненную цель и дать ему новое дело. На этапе замораживания главным методом подачи информации становится подражание. Новоиспеченных адептов попарно объединяют с «ветеранами» секты, которые  упорно опекают их, преподавая образец поведения. Этим достигается двойной эффект:  с одной стороны, новичок стремиться стать похожим на  «ветерана», во всем ему подражать, а приставленный «духовный руководитель» повышает свою значимость и самооценку. Новичков в сектах стараются как можно быстрее приобщить к вербовке. Потому что ничто так не укрепляет человека в собственных убеждениях, как его попытка навязать эти убеждения другим людям. Это своего рода внушение. Замораживанию новой сектантской личности способствует также новое имя, новая одежда, прическа, новый словарный запас и язык, новые привычки.

Таким образом,  в деструктивных культах и сектах тотальный контроль за поступлением информации, поведением, мыслями и эмоциями адептов направлен исключительно на то, чтобы заставить людей считать учение, доктрину или систему ценностей организации не абстрактной теорией, позволяющей интерпретировать реальность, а  самой этой истинной реальностью.

По замечанию исследователя Эрика Хоффера, эффективнее и убедительнее кажутся доктрины, которые нельзя ни оценить, ни проверить.  Они могут быть настолько запутаны, что на их распутывание уйдут многие годы. В тоталитарных сектах доктрины создаются не для того, чтобы их понимали, а для того, чтобы их принимали и в них верили. Фактически именно доктрина становится управляющей программой всех мыслей, эмоций и действий адептов.

Использованная литература:

Стивен Хассен. Освобождение от психологического насилия. М., 2003.

Деструктивные психотехники. Под ред.И.Митрофановой. Экслибрис, СПб., 2002.

Дж.Макдауэлл, Д.Стюарт. Обманщики. М., Протестант, 2003.

Петрик В.М., Остроухов В.В., Штоквич О.А. Социально-правовые основы информационной безопасности. Росава, Киев. 2007.

Стив К.Доброу-Айхель. Депрограммирование: исследование одного случая. Пер. и ред. Е.Волкова. Нижний Новгород. 1997.

Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. РАГС., 1998.

Кондратьев Ф.В., Осколкова С.Н. Аналитический обзор: медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект. ГНЦ им.Сербского, 2000.

Олейник И.В., Соснин В.А. Почему люди тянутся в тоталитарные секты.//Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. Генезис. М., 2005.

 

Опубликовано: сб, 06/06/2015 - 16:20

Статистика

Всего просмотров 540

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle