Почему Церковь теряет молодежь, или Как не заиграться в «модного» батюшку
Как воцерковлять современную молодежь, какие методы в работе с ней эффективны, почему молодые люди активно не участвуют в церковной жизни? На эти и другие вопросы мы попросили ответить ректора Киевских духовных школ митрополита Антония (Паканича).
В этом году исполнилось ровно десять лет со дня назначения владыки Антония ректором Академии. С оглядкой на огромный опыт общения и взаимодействия с молодежью митрополит Антоний поделился с редакцией портала своими личными наблюдениями.
Стать «своим»
Одним из насущных вопросов для Церкви сегодня является вопрос: «Как привлечь молодежь?» Первая мысль, которая многим приходит в голову, – стать привлекательным для подростков, стать «своим».
У приверженцев такого мнения рождаются довольно экстравагантные идеи: православный рэп, православное байкерство, православные хипстеры и многое другое. Логика проста: молодежь слушает рэп, значит должен быть православный рэп, чтобы ее привлечь (хотя такой взгляд весьма однобок – молодежь шире любой из субкультур или музыкального направления). Бывает и так, что священники изображают комиков и охотно фамильярничают с подростками, чтобы считаться «своими», забывая при этом о сане.
Но давайте вспомним, что нас самих в свое время привлекло в Церковь (разумеется, это касается тех, кто пришел в храм в юном возрасте). Не думаю, что многие посещали Церковь ради каких-то модных фишек. Шли, потому что хотели найти альтернативу бездушной человеконенавистнической действительности, искали тихого пристанища, истину, наконец.
Если человек приходит в храм ради развлечений, он там не останется, ведь его постоянно нужно будет развлекать. И не важно, чем завлекать: роком, рэпом или тусовками.
Идеалы
Молодежи присущи идеалистичные воззрения. Каждый молодой человек находится в поиске своего кумира, а порой и недостижимых высот в силу свойственного юности идеализма и перфекционизма. И именно в этом главные точки соприкосновения Церкви и молодежи. Церковь может предложить ей высокие, зачастую непостижимые идеалы – примеры жизни мучеников, праведников, просветителей и страстотерпцев. Жития святых дадут ей ту пищу для ума и сердца, тот здоровый задор, которые могут подвигнуть к изучению себя, мира, Бога, подтолкнуть к поиску истины.
Поэтому сегодня очень важно популяризировать жития святых, в частности новомучеников, которые жили не так давно, благодаря чему, особо близки и понятны современникам.
Церковь перестанет быть собой, если не будет напоминать человеку о вечных истинах, о том, что человек должен бороться с грехом. Не с чем-то и не с кем-то, а с грехом, который живет в каждом из нас, ведь именно грех раздробляет, расстраивает природу человека, лишает его Богообщения.
Земная жизнь пройдет, ведь все на этой земле временно. Но человек должен помнить, что его истинное предназначение – это Небо. И цель Церкви – дать это Небо людям. В противном случае Церковь превратится в какую-то общественную, политическую, социальную или развлекательную институцию.
В чем заключается счастье?
Всякий человек, и старый, и молодой, и умный, и простец, хочет для себя добра, все ищут счастья. В чем состоит наше благополучие? В чем заключается наше счастье? В богатстве, статусе, славе? Эти вопросы нужно озвучивать в беседах с молодежью, они их остро интересуют.
Многие сегодня дезориентированы, потому важно объяснять, что мирское веселит и радует, но недолго, потому что человек не может жить только для того, чтобы ощущать чувственные наслаждения. Они не доставляют истинного счастья, не способны до конца удовлетворить и насытить. Получение удовольствий обременяет человека требованиями разнообразия и усиления впечатлений, утомляет изысканием средств и трудами для их устроения, удручает болезненной тоскливостью, ощущаемой всякий раз, когда в их употреблении преступается мера.
Нужно рассказывать об истинном источнике бесконечного счастья – Богообщении, направлять молодежь к нему, наставлять, не боясь быть непопулярным, немодным, непонятым. Как говорил классик: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Наша задача – сеять.
Вне Церкви
Завлекать людей можно чем угодно. Часто ставка делается на энтузиазм и благородные порывы. К примеру, привлечение молодежи к благотворительной волонтерской деятельности. И это похвально и благородно, вот только часто можно видеть, как человек участвует в подобных проектах при церквях, но сам при этом остается вне Церкви, потому что главная работа с ним не ведется.
Никакая благотворительность сама по себе не есть добродетель. В конце концов, заниматься волонтерством может кто угодно (и занимаются). Более того, мы часто видим юных энтузиастов, которые вчера помогали при храме, а сегодня делают то же самое, но уже от имени радикальных групп или политических организаций. Да и само волонтерство уже окрашено в другие, далеко не религиозные, тона.
В работе с молодежью часто наблюдается не только полезная работа, но и изображение бурной деятельности в виде шумных, но пустых акций или флэшмобов. Все это конечно ярко и громко, но есть ли практическая польза от таких дел? «Всякое дерево познается по плоду своему», говорит Спаситель. И нам следует держать эти слова в памяти постоянно. Они должны отрезвлять и одергивать нас.
Привлекать и завлекать народ в храмы – занятие нехитрое. Гораздо сложнее его там удержать. И еще важнее – показать настоящую веру. Засвидетельствовать Христа собственным примером.
Записала Наталья Горошкова
Опубликовано: вс, 29/10/2017 - 21:55