Пасха красная или Испытание веры. Из истории Русского на Афоне Пантелеимонового монастыря

Пасху Господню, Светлое Христово Воскресение мы воспринимаем исключительно с чувствами радости и хвалы, что и подобает величайшему Празднику нашей веры. Но не всегда Светлая и Святая Пасха Господня приносит одни только положительные эмоции, полноту самых светлых духовных переживаний, что именуется пасхальной радостью. Иногда, по промыслительному Божию попущению, Пасха Господня приносит величайшую скорбь, подвиг и испытание.

При правильном перенесении этого испытания, конец его приводит к величайшей пользе для многих и прославлению имени Господня. Так случилось 194 года назад. Пасха 1821 года унесла жизни трех самых дорогих для афонской Свято-Пантелеимоновой обители людей.

В Великую Субботу, в самое преддверие Пасхи Господней, в Дарданельской крепости по указанию турецкого султана был перехвачен драгоман Великой Порты князь Скарлат Каллимах, спешивший к Пасхе в Пантелеимонову обитель, куда вез церковную богослужебную утварь и пожертвования. Князь Скарлат был извещен о своей безвременной смерти самим великомучеником Пантелеимоном, хотя и не знал точно, когда это произойдет. Святой Пантелеимон явился ему во сне и сказал: "Имение твое великое, а смерть твоя – близка, Монастырь же мой – до конца разоряется; помоги ему, пока есть время". Князь Скарлат все свое состояние отдал на строительство Нового Прибрежного Руссика, который стоит по сей день. В светозарную ночь, когда восставал из гроба Господь, князь Скарлат был удушен турками, а пожертвования, предназначенные для Руссика, были присвоены турецким пашой.

В Эту же ночь, 10 апреля, во время Светлой заутрени, прямо за богослужением в церкви был схвачен турками другой покровитель и благодетель Русской святогорской обители – Святейший Константинопольский Патриарх священномученик Григорий V. Во всем святительском облачении он был повешен турками прямо на вратах патриархии в Константинополе.

Оба страдальца были заподозрены в измене и в соучастии в восстании, начавшимся незадолго перед этим в марте месяце во владениях Турции в Валахии. Султан подозревал в организации восстания Правительство Российской Империи. Князь Скарлат и Патриарх Григорий не скрывали своей связи с Русской обителью на Афоне и своего покровительства ей, хотя в то время русских насельников там не было. Эти трагические события были только началом испытаний Свято-Пантелеимонова монастыря.

На светлой неделе, спустя четыре дня после мученической кончины двух благодетелей, отошел ко Господу 3-й ктитор Нового Руссика – Игумен монастыря старец Схи-Архимандрит Савва. Преставился отец Игумен кончиной праведника, мирно и тихо, в светлом уме и памяти, простившись с братией, благословив всех и оставив по себе преемника, будущего Игумена Схи-Архимандрита Герасима.

Вскоре турки начали террор против христианского населения; посыпались угрозы и в сторону Русской святогорской обители, как «оплота заговорщиков» и «сепаратистов». Вся братия монастыря, во главе с новым Игуменом Схи-Архимандритом Герасимом была вынуждена оставить не только монастырь, но и Афон, и скрываться в Морее (Пелопоннес) несколько лет. По возвращении на Святую Гору в свою обитель, Игумен Герасим убедил греков, смирившихся испытаниями и скорбями, примириться с русскими собратьями и пригласить их в монастырь для сожительства.

Князь Скарлат Каллимах и священномученик Григорий V занимают особые главы в истории Афонской Свято-Пантелеимоновой обители.

Помощь, оказанная князем Скарлатом Обители святого Пантелеимона, была, в некотором роде, наследственным призванием: дед князя, Молдавский Господарь Иоанн Каллимах, (занимал престол с 1758 г. по 1761 г.), спас Русский святогорский монастырь от полного разрушения в предыдущем столетии, оказав ему значительную помощь. Отец Скарлата, – Александр Каллимах, также помогал Пантелеимоновой обители.

Скарлат Каллимах занимал должность драгомана (переводчика) при дворе султана Махмуда II (1785-1839). Именно у него остановился старец Савва во время посещения столичного града для сбора милостыни. По молитвам старца князь исцеляется от поразившего его неизлечимого земными средствами смертного недуга, и дает обет быть пожизненным ктитором Пантелеимонова монастыря. Игумен Савва отслужил водосвятный молебен, окропил и напоил болящего святою водою, а вместе с ней дал ему вместо врачевства испить отвар из Афонских трав. На другой день князь был совершенно здоров. Он свято исполнил свой обет, став щедрым ктитором и покровителем Обители, особенно когда был возведен султаном в 1809 году на престол Молдавских Господарей (занимал до 1819 г., после чего вернулся в Константинополь).

Вскоре после назначения во сне ему явился святой великомученик Пантелеимон, напомнив о его исцелении, и сказал: "Имение твое великое, а смерть твоя – близка, Монастырь же мой – до конца разоряется; помоги ему, пока есть время". Наследник прежних Каллимахов не забыл своего целителя – великомученика Пантелеимона, – и начинает финансировать строительство нового Прибрежного Монастыря. Прежде всего он выкупил святую главу великомученика Пантелеимона, принадлежащую Руссику с XIV века, и находившуюся в то время в чужих руках. Затем он присылает в Русскую Обитель главного инженера турецкого султана, православного христианина по вероисповеданию, который проектирует все новые сооружения. Благородный фанариот прилагает все усилиям и многие средства, благодаря чему в короткое время, всего 4 года, строятся много зданий: братские корпуса, пекарня, трапезная, архондарик, библиотека, ризница, и, в первую очередь, – Соборный храм, который освящает в 1815 году сам Константинопольский Патриарх священномученик Григорий V (в этом году исполняется 200 лет со дня этого события).

Зимой 1821 года Скарлат Каллимах был назначен Господарем Валахии. Однако, в марте того же года началось вторжение в Валахию этеристов во главе с Ипсиланти, которому последовало греческое восстание в Морее. Скарлат Каллимах, живший в это время в Константинополе, был умерщвлен турками в 1821 году, перед самой Пасхой, почти в одно время со Святейшим Патриархом Григорием V, по подозрению в связи с организаторами греческого восстания. Каллимах знал о своей скорой кончине из предсказания святого Пантелеимона, а потому – старался как можно скорее завершить строительство Прибрежной Русской Обители на Афоне. Собрав значительное пожертвование для Пантелеимонова Монастыря, он направлялся к Святой Горе, однако был схвачен в Дарданелльской крепости и удавлен. А пожертвование, предназначенное для украшения Руссика, как уже было сказано, присвоил турецкий паша.

Священномученик Григорий V трижды восходил на Патриарший престол и трижды был с него изгоняем произволом турецкого султана. Первое его патриаршествование продолжалось всего 19 месяцев. Будучи изгнан, он направился от треволнения мира сего в духовную гавань – Святую Гору Афон. Первая ссылка продолжалась с 1798 до 1806 гг. Именно он, проживая на Афоне во время первого своего изгнания, по поручению действующего Патриарха Каллиника V уговаривает старца Савву, которого знал лично, принять на себя бремя игуменства и ктиторства над Пантелеимоновой обителью. Он порекомендует Игумену Савве в помощники по восстановлению Русского монастыря молодого князя Скарлата.

Служение в сане Патриарха во второй раз было двухгодичным. В 1808 году он был вновь отправлен в 10-летнее изгнание. Святогорцы с искренней радостью приняли вновь в свою среду своего отца и святителя. На Святой Горе святой Григорий жил в Великой Лавре, а также подвизался в Ильинском скиту Иверской обители. В бытность свою в Лавре, он оказал духовную помощь своему племяннику Елевферию, будущему преподобномученику Евфимию (святая глава его хранится в Русской обители), принявшему ислам. С глубокой скорбью открыл юноша святителю о своем падении. Патриарх удержал Елевферия при себе, повелев ему ежедневно ходить на исповедь к Лаврскому духовнику Мелетию, для слушания умилостивительных молитв, положенных Церковью для отпавших от Христа. Через 40 дней Елевферий был помазан миром и воссоединен со Христом. Впоследствии он принял монашеский постриг и принял мученическую кончину за Христа.

Ильинский скит Иверской обители, где так же проживал святитель, в эпоху Григория V, когда умножились гонения на христиан в Турецкой Империи, стал одним из центров реабилитации для тех православных, которые из-за страха мучений или по корыстным побуждениям отверглись от Христа и приняли ислам, но потом осознали свой грех отступничества. Многие из них, уязвленные любовию Христовою и мученическою ревностью, не удовлетворились покаянием в принятии ангельского образа, и в последствии добровольно приняли мученичество за исповедание Христа.

Через этот скит прошли известные новомученики Игнатий и Акакий, чьи святые главы в настоящее время хранятся в Русской святогорской обители. А также новомученики Онуфрий, Агафангел Эсфигменский, Константин с острова Идра, Константин из агарян, Илларион Агиоанитис, Павел из Ароании Калавритской и другие. Ильинский скит посещали выдающиеся друзья и сподвижники Григория V: преподобный Никодим Святогорец, святой Макарий Коринфский. В конце XX века в скиту был построен первый храм в честь святителя. В Иверском монастыре хранятся его мантия, два посоха и Евангелие, а также – частицы его святых мощей.

В 1819 году Святой Григорий вновь, уже в 3-й раз, был избран Священным Синодом на Патриаршество.

С началом восстания в Морее в 1821 году, Патриарх был заподозрен в его организации и лишен кафедры. Последнее изгнание закончилось для святителя мученическим венцом. 10 апреля 1821, в день Святой Пасхи, во время пасхального богослужения, он был схвачен турками в алтаре и в полном святительском облачении повешен на воротах Патриархии.

Его тело три дня не позволяли снимать, после чего оно было продано за 800 пиастров евреям, которые тащили его по улицам Константинополя, и с камнем бросили в море. Но, по милости Божией, мощи были спасены и подобраны капитаном греческого судна Марином Склавосом, который переправил их в единоверную Россию для того, чтобы спасти от уничтожения и поругания. Вселенский Патриарх-мученик был погребен в храме Святой Троицы города Одессы с великими почестями.

Спустя 50 лет произошло перенесение его мощей на родину, где они были положены в гробницу в Афинском митрополичьем соборе, однако лишь спустя 100 лет, в 1921 году, он был причислен Элладской Церковью к лику святых. В память о трагической гибели святителя главные ворота Константинопольской Патриархии были заклепаны, а вход осуществляется и поныне через боковые ворота.

Оба покровителя Русской святогорской обители, священномученик Григорий V и князь Скарлат Каллимах, окончили свою жизнь мученическим венцом в одно и то же время – 10 апреля 1821 года. Промыслом Божиим было суждено всего через несколько дней, 14 апреля, отойти в вечный покой и старцу-игумену Пантелеимоновой обители Схи-Архимандриту Савве.

Престол Соборного храма Свято-Пантелеимоновой обители, на котором приносится бескровная жертва Христова – лучший памятник, который оставили после себя эти люди, думавшие, впрочем, не о своей, но о Божией славе: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему подобает слава (Пс. 113, 9)"!

Опубликовано: вт, 21/04/2015 - 11:41

Статистика

Всего просмотров 67

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle