От запустения к благолепию: 25 лет назад вновь открылась Святогорская Лавра

В моем домашнем архиве хранится старая газета, где опубликован первый репортаж о вновь открытой обители рядом со Славяногорском. Именно так назывался город, который со временем изменит свое название благодаря Святым горам и станет Святогорском. Четверть века назад журналисты одной из донецких газет написали статью о первых поселенцах, появившихся на территории санатория – монахе, священнике и четырех юношах, которые называли себя странным для того времени словом – послушниками. Одним из этих послушников, или, если сказать правильно, трудником, был я.

Чудо возрождения

Тогда всё было в диковинку, даже само понятие монастырь не вписывалось в какие-то шаблоны постсоветского периода. Для людей того времени верующие православные христиане, особенно если они были в подрясниках или монашеских одеяниях, казались какими-то инопланетянами или сумасшедшими, вдруг появившимися из ниоткуда в полностью атеистическом обществе. А в этих краях религия преследовалась очень жестко, настолько, что люди на долгое время потеряли память о прошлом, о своих корнях, о своих святынях и настоящих героях и святых.

И самой Святогорской Лавры в июне 1992 года еще не было, как и монастыря – он только просыпался от долгого сна и ровно 70 лет находился в запустении и поругании. А теперь здесь стали происходить очень странные вещи и очень странные встречи, разговоры с людьми. Стоило только монаху появиться на аллее – его тут же окружала кучка отдыхающих, начинались длительные беседы самого разного характера. И не ощущалось никакой агрессии, были удивление и сильная жажда чего-то очень важного, человеческого, настоящего. Ведь эти люди приезжали сюда лечиться и заботиться о своем теле, но вдруг узнавали, что у них есть душа, есть вечность и какой-то Бог над всем мирозданием, есть Его реальные ученики и служители, которых можно даже потрогать и послушать. Это было время неофитов и особенной благодати для верующих, когда они, даже не имея особенных религиозных знаний, все воспринимали с чистым сердцем и горячей верой. И чаще всего, как это ни покажется пафосным и нарочитым, люди Церкви говорили другим не от себя, а сквозь себя. Потому что были просты, наивны, искренни, и мало что мешало проявиться их харизме. Первые христиане монастыря в конце XX века были как дети, и поэтому им помогал Бог.

И помогали люди, каждый чем мог: кто-то продуктами, кто-то жертвовал необходимое для храма, кто-то работал на хоздворе или разбирал завалы. Помню, в один день наместник сокрушался, что нет у них хлеба, и тут внезапно приезжает хлебовоз и водитель дает столько, сколько нужно. Второй иеромонах перевозил свои вещи из Донецкой епархии и задержался, я же при разгрузке по неосторожности разбил стекло на иконе, на которой золотистыми церковнославянскими буквами было написано имя святого. В какой же я пришел ужас, когда мне сказали, что это имя Силуан, а икона небесного покровителя того монаха. Представив огорчение человека и осознав свой позор, я забежал по огромным лестницам на второй этаж и там, в уединении, бил поклоны. Позже спустившись, побрел в сторону пустынного места вверх и вдруг в сумерках мне встретился человек… со стеклом. Непонятно откуда взявшийся на пустыре стекольщик прямо при мне вырезал стекло нужного размера. И таких примеров было в те дни немало.

А первый монах и наместник обители до сих пор жив и является духовником для паломников и монахов, к нему приезжают многие люди издалека. Состояние его болезненное, но духовно он молод и светел. Архимандрит Серафим (Лаврик), а до пострижения отец Николай, каким помню его я, остался таким же простым и настоящим. Если бы мне в то время показали, каким будет монастырь через 25 лет, то я бы, может, и поверил, но только как в большое чудо. А Святогорская Лавра и есть настоящее чудо и духовная жемчужина не только Донбасса, но и всего нашего православия.

Это чудесное место находится на юго-востоке Украины на границе Харьковской и Донецкой областей, всем известное как Святогорье, Святые горы. Один из древнейших монастырей Руси, с пещерными храмами, скитами. Первыми монахами были переселенцы с юга, которые поднимались по руслам рек, по основной версии – монахи афонской традиции. Сюда их привел Северский Донец, красивая река. Она была судоходной и богата рыбой, когда-то и я в ней ловил большущих лещей. За последние годы река значительно обмелела, но все равно считается важнейшим источником воды для Донбасса.

Первые дни

Святогорский монастырь в 1947 году. Фото: Svlavra.church.ua

Не буду в подробностях описывать детали запустения, но чтобы понимать суть происходящего в те дни, можно сказать, что в главном Успенском соборе был кинотеатр, поэтому храм перекрыли железобетонными плитами на два этажа. Его только освободили от прежних владельцев, и на втором этаже валялись ворохи ненужных бумаг, в центральном приделе была сцена, весь храм был заставлен сиденьями, а в боковых алтарях находились… общественные туалеты. Насколько же была велика злоба тех, кто воспользовался ситуацией и устроил такое глумление в стенах храма, где ранее совершалась Евхаристия. Иначе как безумием это не назовешь. Но всё проходит, и настали другие времена.

Мусора из собора вывезли очень много, в том числе и после реконструкции храма в последующие годы, сноса уродливой пристройки киномеханика у входа. Обо всем этом подробно может рассказать и нынешний настоятель Святогорской Лавры митрополит Арсений, который с 1995 г. заботится о братии и Лавре – их общем доме.

Бог дал мне возможность присутствовать здесь на первой службе и первой Литургии, первом престольном празднике, встретить первую Пасху. Интересно, что когда проводили первую вечернюю службу в огромном пустом и поруганном храме, среди мусора, поломанных стульев, то внезапно раздался такой гром над куполами, что даже страшно стало от неожиданности. А такой тишины, какая была в первую Великую Субботу перед Пасхой, я больше не ощущал никогда. Прожить лето в монастыре, прикоснуться к таинственному, приложить руку к чему-то величественному и промыслительному свыше – одно из благ в моей жизни.
Храмы

Напротив Успенского собора находится Покровский храм с колокольней – во время моего пребывания в нем были процедурные, комнаты для отдыхающих в пижамах. Крест и колокола, разумеется, отсутствовали, а когда мы первый раз забрались наверх, то мешками убирали голубиный помет. За десятилетия накопилось много хлама. На крыше росли деревья… А вот часы монастырские починили, теперь они бьют с мелодией. Волнительной была установка первого колокола: и в техническом плане, и в финансовом (монастырь тогда был очень беден). Зато когда по округе разлился звон, Святые горы ожили, заговорили.

На одной из гор стоит памятник революционеру Артему. Железобетонная 26-метровая конструкция, отпечаток эпохи советской власти. С этой статуей связано предание: когда монастырская братия решила построить храм в XIX веке, спросили Исаакия (сейчас в лике святых), он был юродивым. Тот приложил руку, всмотрелся в гору и сказал, что не стоит этого делать, там будет стоять человечище, т. е. все равно бы разрушили здание.

Святогорские пещеры

Фото: Svlavra.church.ua

О них отдельный разговор. Пещеры выкопаны в меловой породе, беленькие. В них монахи издревле молились и прятались от набегов половцев, печенегов, крымских татар. Это не единственные пещеры на территории монастыря, есть еще пещеры XIII века с подземным храмом, действующим в скиту Антония и Феодосия Печерских. Подземельное вечернее пение монахов во время служб в современное время приводит в трепет.

Любовь к катакомбам у христиан с древности. Наиболее известными являются римские катакомбы времен гонений. Пещерные монастыри есть на Ближнем Востоке, в Греции, в Грузии. У славян  – Киево-Печерская Лавра и Святогорская. Есть пещеры на Черниговщине, под Киевом, на Буковине, в Крыму, небольшая пещера в Почаевской Лавре.

Святогорские пещеры известны с древних времен, когда там появились первые монахи с юга, возможно, с Афона или других православных монастырей. Основным способом передвижения и распространения христианства были судоходные русла рек, по Днепру древние насельники поднялись в Киев, в Святые горы пришли по Северскому Донцу.

Как удалось монахам правильно рассчитать схему раскопки – непонятно, может быть, ее осуществляли с двух сторон, но масштабы работ впечатляют. По длине святогорские пещеры больше киевских (хотя там тоже есть Ближние и Дальние пещеры), но очень похожи друг на друга. Это говорит о том, что корни происхождения одинаковые. Ходов на самом деле очень много, и не все из них открыты, как и в киевских пещерах. В советское время здесь «поработали» атеисты, многое утрачено безвозвратно. Отрадно, что спустя годы здесь снова появились монахи, построены подземные храмы. Сейчас посещение пещер является обязательным для православного паломника, в их числе и Святые Горы.

Святой Иоанн Святогорский

О древних затворниках ничего неизвестно, но прославленный отшельник XIX века Иоанн Святогорский был в добровольном молитвенном заточении 17 лет. В далеком 1992 г. мощи святого Иоанна Святогорского пребывали под спудом. Я помню дорожку к могилке святого через лес. Воистину, как в словах стихотворения великого Пушкина: «не зарастет народная тропа». Святость проявлялась даже в том, что люди, одержимые бесом, не могли находиться рядом с местом захоронения. На моих глазах четверо здоровых мужчин едва могли удерживать хрупкую женщину, с которой происходили мистические вещи, как в каком-то кинофильме ужасов. А сколько было людей во время прославления затворника… Сколько прошло лет после смерти праведника, а Бог воскресил его имя для Церкви – и Она обрела преподобного и молитвенника.

Часовня апостола Андрея

Андрей Муравьев – брат известного декабриста, друг Пушкина, человек, которому Лермонтов посвятил не одно стихотворение, часто бывал в имении Потемкиных и очень интересовался жизнью монастыря. Во имя его Ангела – Андрея Первозванного – и была освящена часовня. Именно об этом месте святитель Филарет в XVI веке сказал: «Здесь так близко от неба и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где?!» Часовня апостола Андрея в Святогорской обители построена в середине ХIX века. Мне очень нравится великолепная смотровая площадка около часовни: высота и вид потрясающие. А еще несколько десятков лет назад тут были руины и полуразвалившиеся постройки, расписанные туристами. Монахи сделали ремонт конструкции и водрузили крест.

Церковь святого Николая

Одна из самых главных достопримечательностей Святогорской Лавры –  церковь Николая Чудотворца на меловой скале. Почти полтысячи лет назад (в алтарной части в скале) здесь звучала молитва. Когда только зарождалась обитель, ее Устав и появлялись первые монахи, в один прекрасный день на меловом столбе появилась икона Святителя Николая. Этот образ считается чудотворным и является одной из главных святынь монастыря. В храм можно попасть по длинным ходам меловых пещер, с нижней части монастыря. До строительства храма на верху скалы были три белых конусообразных пика. Церковь с алтарной частью в меловой скале является образцом украинской архитектуры XVI века, ХIХ век – надземная часть. Церковь на скале – визитная карточка Святогорья, придает уникальность этому месту и узнаваемость образа Святых гор. Скольких усилий стоило восстановить храмы монастыря и, в частности, церковь святого Николая, знают только Бог и братия монастыря.

Монастырские павлины и утки-мандаринки

Утро Святогорская Лавра встречает звоном колокола и чириканием попугаев и прочих птиц. По фасадной линии центрального Успенского храма монастыря расположены фонтаны, а на заднем дворе сделан птичник. Хорошо здесь детям, да и взрослым отдых, можно выйти во время длинной службы и отдохнуть пару минут. Всё чисто, никакого запаха. Меня больше всего удивило, что в таком холоде на улице находятся теплолюбивые попугаи и павлины. Очень понравились цветные утки-мандаринки. Рано утром, когда только забрезжил рассвет и людей еще не было, они забавно и громко хрюкали на воде. Монастырские попугаи чирикали. У всех начинался новый день.

Просфорня

Мой друг и однокурсник пребывает в Святогорской Лавре уже более двадцати лет, он монах, иеродиакон Нектарий. Его основное послушание – просфорня, т. е. ежедневная выпечка просфор для богослужений. Мне было интересно увидеть монашескую просфорню, также я осмотрел хоздвор. Здесь кузница, столярная мастерская, теплица, цветник, может, ещё что-то в корпусах, чего я не заметил. Хотя основная хозяйственная территория расположена за скитом, там тоже есть теплицы, пасека, скотный двор, трактора для обработки своих полей. Монастырь чем-то похож на идеальную мини-модель государства, где все четко и упорядочено, спокойно и размерено, всё тикает, как в часиках. Это обычно бывает во всех монастырях, мужских и женских, маленьких и больших, такие общежития муравейники, где у каждого жителя-строителя есть свое место, а у всей братии есть цель и общее дело.

Святогорская дубрава

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

А. С. Пушкин

Рядом со Святогорской Лаврой, сразу за рекой Северный Донец, находится заповедник, в котором есть древняя дубрава. Дубам по 200-300-500 лет. Они все пронумерованы, и на каждом написан свой инвентаризационный номер. Гордость этих мест – 600 летний дуб, самый старый на территории Украины. Жалею, что не дошел до него, но похожие на него дубы видел и прикасался. Место здесь мистическое и спокойное. Испытываешь уважение к таким древним «старцам», которые переживают века, эпохи царей, революций, войн. Дубрава с древних времен считалась чем-то священным, таинственным, сильные и могучие деревья напротив монастыря напоминают сказочные леса. Дуб среди всех других деревьев, как белый гриб среди всех остальных или лев – царь зверей. Дубы и сейчас там стоят, еще вчера они были в золоте, коронованные осенней листвой, а сегодня готовятся ко сну до следующего года и тепла.

Всесвятский скит

На расстоянии до 1 км выше от Святогорской Лавры расположен скит Всех святых. Скитом в православии называется удаленное место монашеского общежития от основного монастыря для большего уединения и молитвы. Слово «скит» не славянского происхождения, происходит от греч. Σκῆτις – название пустыни в Египте, где уединялось много отшельников в эпоху рассвета египетского монашества с IV по VII век. До революции у Лавры было несколько скитов, сейчас восстановлен и скит на месте бывшего каменного храма, освящённый в 1912 г., который взорвали большевики после войны. Это деревянное современное зодчество, стиль XVI–XVII века, построено все без гвоздей.

В качестве образца взята сохранившаяся церковь за полярным кругом в Якутии.

Территория эта закрыта для паломников, их пускают сюда только два раза в году: в день Всех святых вселенских и в день Русских святых. В храмы и на дворовую территорию можно попасть только с экскурсоводом, но на территорию жительства монахов вход закрыт. Электричества в скиту нет, разве что в теплице, на хоздворе. На переданных монастырю землях братия выращивает картофель, зерновые, кормовые травы для скота, растения-медоносы, свеклу, тыкву. Вокруг скита разбит плодовый сад на 600 корней, внизу расположен монастырский огород, оснащённый капельным поливом, где выращивают капусту, помидоры, огурцы, перец, лук, зелень. Здесь же находятся два пруда, теплица, птичник, виноградник, конюшня, коровник с кормовым и сепараторным цехами, погреб, холодильный цех и пасека на 150 пчелиных семей. В скиту живет более десятка человек братии.

На данный момент у Святогорской Лавры шесть скитов, одним из которых является этот деревянный скит. Свою лепту в строительство храма внесли многие православные. Два вагона бревен для возведения церкви в скиту пожертвовал гражданин Нигерии Эзума Озогемена, который занимается поставкой стройматериалов из дерева по Украине. Он учился в Донецком университете, женился в Украине, принял православие. Крестили Эзума с именем Иннокентий.

В 2002 году монахи начали раскопки фундамента. Были найдены неразорвавшиеся со времен ВОВ или с 1947 г. (когда еще раз взрывали храм) снаряды – ручные гранаты и мины, связанные за запалы ржавой проволокой. Их достали с помощью местного «афганца», т. к. военкомат ничем помочь не смог. Позже саперы уничтожили боеприпасы в карьере.

При реконструкции кладбищенской территории был найден ящик с мощами, мантией и бутылкой с запиской внутри: «В 1923 году монах Никон Кравцов под скалой пещер взял мощи нашего настоятеля, преподобного Арсения (Митрофанова), которые были выброшены кощунственной рукой из пещер. Эти мощи мы похоронили в могиле преподобного старца Исаакия-прозорливца. Просим будущую братию молиться за нас грешных и недостойных. Игумен Михаил с братией». Так были обретены мощи одновременно двух святых: Арсения и Исаакия. Когда же их поднимали, появилось такое благоухание, что монахи не расходились до двух часов ночи. Пока мощи были в ризнице в Покровской церкви, благоухание распространялось. Сейчас записка хранится в музее.

Святые Горы вчера и сегодня

Прошли десятилетия… Сегодня в возрожденной обители мы имеем возможность лицезреть труды многих людей, и в особенности братии, приложившей огромные усилия для расцвета Святогорской Лавры. Жизнь монастыря со всеми ее историческими перипетиями прекрасно отображена на стендах с экспозициями музея Лавры.

Есть прошлое, и есть настоящее. Во время боевых действий на Донбассе в самой Святогорской Лавре с первых дней была оказана помощь беженцам, большинство из которых составляли женщины и дети. Им предоставили жилье, питание и всевозможную поддержку. Здесь проживало около 1 тыс. человек, 3-5 тыс. кормили ежедневно, из них примерно 1,5 тыс. – дети. Наместнику лично приходилось организовывать сборы и подготавливать детей к школе. В последний год ситуация в обители стабилизировалась, многие уехали в свои дома, но еще достаточное количество переселенцев остается жить в монастыре. Всех же паломников в Святогорской Лавре кормят бесплатно.

Несмотря на искаженную подачу информации и жесткое давление в СМИ по отношению к обители, потоки лжи и клеветы, братия монастыря как может помогает соотечественникам в трудную минуту, сохраняя выдержку и спокойствие, непрестанно молясь о мире в Украине.

Посещение Святогорской Лавры оставляет неизгладимый след в душе каждого православного и восхищение возрождённым историческим и духовным центром Украины, каким обитель ныне по достоинству является.

P. S. Во время написания данной статьи я мистическим образом нашел в одной из соцсетей тех двух журналистов, которые 25 лет назад впервые писали об открывшемся на Донбассе Святогорском монастыре, о первых его насельниках и послушниках. Считаю, что это некий знак свыше – его я получил после прошения у Бога записать свои мысли об основании и  возрождении великого монастыря.

Андрей Герман

Фото автора
 

 

Опубликовано: пт, 24/11/2017 - 14:46

Статистика

Всего просмотров 1,851

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle