О природе предательства: почему люди предают, есть ли иммунитет против предательства
К чему может привести компромисс с совестью, рассказывает архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
– Что значит предать Христа?
– Предать Христа — это значит сделать выбор не в пользу Его, а в пользу тленных вещей этого мира. Из Евангелия мы знаем, что Иуда был болен страстью сребролюбия, при том, что тесно общался со Христом, видел все Его благодеяния и чудеса. Несмотря на то, что Искариот постоянно питался божественными энергиями, любовь к серебру над ним возобладала. Он попался на крючок, с помощью которого его очень крепко держал в своих руках сатана и откуда он так и не смог сорваться.
– Почему?
– Потому что он с этой страстью никак не боролся, даже служа Христу. Он носил ящик для сбора пожертвований и, по преданию, воровал оттуда деньги. Поэтому в минуту испытания, когда стоял вопрос или-или, Иуда, совершая до этого «маленькие» преступления, был готов и на большое злодеяние — предательство Самого Господа. Вот так от «маленьких» предательств человек в результате приходит к предательству Бога — отрекается от Него.
– С чего начинается предательство, что является предпосылкой к нему?
– Встал рано утром и поленился помолиться, почитать Евангелие, сделать по обыкновению что-то для родных и близких, по долгу службы... Это уже и есть маленькое предательство. Оно кажется мелочью, но со временем эти мелочи накапливаются, и если человек не борется с собой, то случается эффект пыли: когда её много, мы начинаем задыхаться. И когда перед человеком встает серьезный вопрос выбора, он оказывается способным на предательство.
Но если вы ежедневно работаете над собой, не ленитесь молиться, чтобы постоянно пребывать с Господом, стараетесь каяться в мелких согрешениях, то у вас появляется духовный стержень, своеобразный иммунитет против предательства.
– Бывает, что люди, достигшие высот в духовной жизни, занимающие высокое иерархическое положение, тоже решаются на предательство. Почему так случается?
– Пожалуй, дело в том, что многие любят Господа, но любовью корыстного характера. Когда у нас все хорошо, мы благодарим Бога; как только начинаются какие-то испытания, искушения, мы чего-то лишились (власти, например), любовь исчезает. Вместо того чтобы с Божией помощью бороться и преодолеть искушения, человек духовно расслабляется и теряет желание противостоять злу.
– Чем выше человек находится на иерархической лестнице, тем больше искушений?
– Да. Простого рабочего может иногда потянуть на выпивку, нецензурно выразиться, поругаться с женой, украсть на работе, что плохо лежит. Это его повседневные основные грехи. А когда человек занимает высокое положение и в его подчинении множество людей, то на него часто оказывается очень сильное давление и снизу и сверху. Если человек не имеет той духовной прививки, о которой речь шла выше, то он не может устоять. Вот и случаются срывы, падения, предательства.
– Предательство может быть прощено?
– У нас есть пример нераскаявшегося Иуды и пример апостола Петра, который трижды отрекся от Христа, но покаялся. Он всю жизнь оплакивал происшедшее, и Господь его простил, восстановил в апостольском чине. А Иуда сказал: «Я согрешил, предал кровь невинную», но найти в себе силы, чтобы дальше жить, припасть ко Христу, попросить у Него прощения, не смог. Пожалуй, в этом сильно мешала страсть сребролюбия, которая глубоко укоренилась в нем. Апостолу Петру было намного легче покаяться: он не был падок к этой страсти. Он, в отличие от Иуды, отличался ревностностью о вере и предал Христа лишь из-за своей горячности и несколько неуравновешенного характера.
– Некоторые предают из-за малодушия, боятся выглядеть в глазах людей как-то не так, когда трудно сказать правду…
– Малодушие действительно связано со страхом. Человек боится потерять свое положение, материальные блага, опасается, что на него кто-то не так посмотрит. По этой причине он угождает людям, но забывает о Боге. Он выбирает несоизмеримое — идет на компромисс со своей совестью. Может, совесть ему и подсказывает, что так нельзя, но он выбирает худшее вместо лучшего.
– А почему люди так зависят от мнения окружающих?
– Толпа очень агрессивна. Иногда кажется, что она может раздавить тебя, словно букашку. Страх пребывания в толпе ощутим физически. А в моральном смысле — всегда сложно идти против течения. Только тот, кто ощутил силу благодати Божией, может противостоять жестокой, а иногда и очень наглой толпе. Если человек ощутил любовь Божественную, он готов держать удар и стоять до смерти.
Без благодати и любви Божией ему не на что опереться. Вот потому он так цепляется за общественное мнение и боится его.
– Из-за чего люди бывают неустойчивы в вере?
– Из-за обрядоверия. Зачастую люди держатся лишь за форму благочестия. Святитель Феофан Затворник сравнивает таких христиан с часами: «И часы хорошие идут исправно; но кто скажет, что в них есть жизнь?» На первый взгляд, люди делают все правильно, но настоящего горения благодати в их сердцах нет.
В этом вся беда. Преподобный Симеон Новый Богослов еще в XI веке говорил, что человек, который не ощутил действия благодати Божией в этой жизни, не сможет ощутить её и в будущей. Поэтому так важно всегда стремиться к стяжанию благодати.
Если нет ощущения присутствия благодати, то добропорядочное поведение (регулярные походы в храм, причастие и т. д.) — всего лишь привычка. Иногда человека прельщает еще эстетический момент. Ему, например, нравятся песнопения, древняя храмовая роспись, батюшка красиво говорит проповедь.… Но все это только внешнее восприятие Церкви, а необходим внутренний стержень…
– Или бывает, что человек под благодатью понимает то, что ею не является.
– Да, например, те, кого одолевают политические страсти, осознанно или неосознанно считают, что патриотизм — это высшее проявление благодати.
Патриотизм — это, конечно, святое дело. Никто с этим не спорит. Мы все должны любить свое Отечество, свой народ, среди которого мы выросли и живем, но нужно понимать, что подлинный патриотизм — не в лозунгах и декларациях, не в форме одежды, какой бы красивой она ни была, а в добросовестном выполнении своей работы и, в первую очередь, в теплых, искренних семейных отношениях. То есть нам нужно в первую очередь научиться по-настоящему любить своих близких, а потом мы сможем полюбить окружающих людей и т. д. Не случайно святой апостол Павел говорит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
Однако очень важно, чтобы выше патриотизма всегда стояла любовь к Богу. Без этой святой любви невозможна настоящая любовь к ближнему и Отечеству (вспомним «круг» преподобного аввы Дорофея). Когда нарушается иерархия ценностей, тогда начинаются большие проблемы, ибо люди вместо благодати ищут и находят псевдоблагодать.
Беседовала Наталья Горошкова
Опубликовано: пн, 08/08/2016 - 00:09