Могут ли верующие прибегать к кредитам: 8 вопросов о деньгах и бизнесе Управделами УПЦ

Может ли предприниматель заниматься своей деятельностью не нарушая христианских заповедей? И что вообще делать в сфере бизнеса верующему, если он не хочет лгать? Отвечает владыка Антоний, митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.

— Владыко, можно ли сегодня в Украине честно вести бизнес? Ведь ни для кого не секрет, что предпринимателям порой приходится вступать в «сделку с совестью» (к примеру, когда речь идет о теневых схемах и уклонении от уплаты налогов)...
— Скептицизм насчет возможности честного предпринимательства у нас не случаен. Мы пережили крайне тяжелые в экономическом отношении 1990-е годы, когда огромные состояния сколачивались, как правило, преступным путем. Именно тогда произошло ужасающее расслоение общества. С тех пор сказочное богатство одних соседствует с вопиющей нищетой других. И этот тяжелый опыт как раз и подорвал доверие нашего общества к самой возможности честного предпринимательства. Тем не менее нужно быть оптимистом. Человек, имеющий твердые моральные принципы, с помощью Божией сможет остаться настоящим христианином и при этом заниматься предпринимательской деятельностью.

— Но разве может бизнесмен не стремиться к богатству? Ведь цель любого предприятия — получение прибыли?
— Английское слово «бизнес», которое в последние десятилетия активно вошло в наш лексикон, дословно означает «дело». Обычно у нас отождествляют понятия «бизнес» и «предпринимательство». Впрочем, любое дело, которым занят человек, можно назвать «его бизнесом». Поэтому понятие «бизнес» гораздо шире, чем «предпринимательство». Есть виды бизнеса, не предполагающие прибыли или обогащения. Например, благотворительность — тоже бизнес. Для ее правильной организации нужны и специальная подготовка, и особые профессиональные навыки. Широко распространенное в Украине волонтерство тоже можно назвать бизнесом. Но и здесь мы сталкиваемся не со стремлением к наживе, а, наоборот, с жертвенностью, со стремлением помочь другому.
Что же касается самого предпринимательства, то, конечно, оно построено на получении прибыли. И чем выше прибыль, тем более эффективным считается предприниматель. Но тут возникает вопрос: а куда направляет бизнесмен полученные прибыли? По-настоящему эффективный предприниматель не станет тратить все заработанные средства на собственное обогащение. Он будет вкладывать их в модернизацию предприятий, создание достойных условий труда для рабочих, развитие инфраструктуры городов, в которых находятся его предприятия. К примеру, в западных странах успешные бизнесмены активно поддерживают благотворительные проекты, занимаются меценатством, строят школы и больницы, финансируют научные исследования. В результате полученные прибыли становятся важным фактором социального развития, они меняют общество. К сожалению, на постсоветском пространстве такой взгляд на цель предпринимательства еще не стал общепринятым…

— Существуют ли такие виды коммерческой деятельности, которые Церковь не одобрит никогда?
— Понятно, что Церковь не может одобрить коммерческую деятельность, в которой прибыль добывается обманным или преступным путем. Впрочем, подобное деяние — не предпринимательство, а преступление, за которое нужно отвечать по закону. Однако есть и такие виды бизнеса, которые не запрещены законом, но не могут быть одобрены Церковью. Например,
традиционно высокие прибыли приносит игорный бизнес, однако он строится на эксплуатации человеческих страстей. Здесь прибыль является прямым следствием азарта, который разжигает в человеке игра. Сам факт участия человека в азартных играх — серьезная угроза для его души. Поэтому Церковь осуждает и азартные игры, и построенный на них игорный бизнес.

— Бытует мнение, что человек, заработавший деньги неправедным путем, может загладить свое прегрешение. Скажем, часть этого заработка пожертвует на церковные нужды...
— Это глубочайшее заблуждение. Если человек ведет неправедный или откровенно преступный образ жизни, то, прежде всего, он должен искренне раскаяться и навсегда отказаться от своего греховного занятия. А если человек, наживая свое состояние, обманывал других людей, то, прежде всего, он должен возместить ущерб тем людям, которые пострадали от его деятельности. Вспомним евангельскую притчу о Закхее. Он был начальником над мытарями и скопил свое богатство, разоряя соплеменников. Когда он осознал свою греховность, то заявил, что половину своего имения раздаст нищим, а всем, с кого взимал незаконные поборы, вернет отнятое вчетверо (см.: Лк. 19: 8). Это важный пример для всякого человека, нажившего неправедное богатство. Отказавшись от греховных способов обогащения, необходимо возместить ущерб тем, кто от этого пострадал. Если же это невозможно, то правильным будет направить деньги на благотворительные нужды. Сегодня вокруг нас живет огромное количество нуждающихся. Требуют помощи беженцы, дети-сироты, инвалиды. Им и нужно помочь в первую очередь. Богатые ценою своих сокровищ могут собирать сокровища, состоящие из бедных: инвалидов, сирот и вдов. На этот момент указывал еще премудрый царь Соломон: благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19: 17).

— Предпринимательство связано и с банковской деятельностью. В связи с этим возникает вопрос: как Священное Писание относится к ростовщичеству, т. е. к предоставлению кредитов под проценты?
— Уже на страницах Ветхого Завета неоднократно встречается прямой запрет на ростовщичество. Например, в книге Исход говорится: если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (Исх. 22: 25). Этот же запрет повторяется в книге Левит: если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли (Лев. 25: 35–37). В Новом Завете установлены еще более высокие требования. Так, в Нагорной проповеди Господь говорит, что мы должны делиться со всяким нуждающимся, не только не требуя процентов, но даже и не требуя возвращения одолженного: всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад... Взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6: 30, 35–36). Ростовщичество довольно жестко осуждается и в сочинениях отцов Церкви. Например, об этом ясно сказано в проповедях святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого.

— Получается, что финансовые системы всех стран, тесно связанные с банками, прямо противоречат тому, что написано в Священном Писании?
— Это чрезвычайно сложный вопрос. Во-первых, авторы книг Священного Писания жили еще в те далекие времена, когда банков не было. Но нынешняя финансовая система немыслима без их существования: они выполняют широкий спектр операций и предоставляют большое количество услуг. Отвергать банковские операции значит отвергать всю современную экономику. Поэтому не нужно сводить всю банковскую систему лишь к выдаче кредитов под проценты. Во-вторых, когда Ветхий Завет осуждает ростовщичество, то речь идет, как правило, не о денежных ссудах. Не нужно забывать, что в патриархальном обществе жили за счет натурального хозяйства. Так, в древнем Израиле люди занимались земледелием и скотоводством. Одолжить деньги стремились те, чье хозяйство пришло в упадок из-за неурожая, гибели скота, болезней или стихийных бедствий. Эти люди брали взаймы зерно или скот в надежде восстановить хозяйство и вернуть долги. Устанавливать высокий процент на такой заем означало наживаться на чужом горе. Если заемщик не возвращал с процентами то, что взял, он мог попасть в долговую яму или даже в рабство. Против такой порочной практики и выступает Священное Писание.
Нравственный смысл этого запрета актуален и сегодня. Отечественные банки устанавливают непомерно высокие проценты на кредиты, и это сталкивает человека в долговую пропасть. И хотя сегодня должников не продают в рабство, но жизнь человека, который не может выплачивать проценты по кредиту, становится крайне тяжелой. Мы не отвергаем современную банковскую систему. Тем не менее следует признать: в сфере кредитования деятельность банков зачастую далека от христианской морали.

— Значит, Вы не станете рекомендовать верующим прибегать к кредитам?
— Полагаю, что кредитов лучше не брать. Тем более под высокие проценты. Это подсказывает простая житейская логика человека с любым мировоззрением, как религиозным, так и нерелигиозным.

— Сегодня в нашем обществе часто говорят о коррупции. На интернет-форумах, посвященных этой теме, многие просто разводят руками: мол, по-честному работать невозможно. Даже вспомнили об опыте Османской империи, где существовал налог на взятки (т. е. их легализовали). Стоит ли в такой ситуации бороться за честность?
— Коррупция — раковая опухоль, которая не только разрушает экономику, но и разлагает общество. Упомянутая позиция — опустить руки и оставить все как есть — это свидетельство глубокого нравственного падения народа. Преодоление этого тяжкого недуга означает нравственное оздоровление всего общества. Изжить коррупцию только репрессивными методами невозможно. В первую очередь, необходимо коренным образом изменить наше мышление. Нужно говорить о фактическом перевоспитании общества. Это крайне непростая задача, но она должна быть выполнена...

Церковная Православная газета

Опубликовано: пт, 09/10/2015 - 15:50

Статистика

Всего просмотров 131
Социальные комментарии Cackle