Мать и Мачеха. Православная Церковь и "Киевский патриархат" в украинском конфликте

СЕРГЕЙ ХУДИЕВ. С самого начала горестного конфликта на Украине нельзя было не заменить резкого контраста между поведением Православной Церкви и раскольнического «Киевского Патриархата». Православная Церковь с самого начала заняла миротворческую позицию — Патриарх Кирилл, в полном согласии с Епископами, еще в Апреле 2014 года заявил, что «Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует. Это непростая позиция, потому что каждый, кто разделяет ту или иную точку зрения, кто вступает в гражданский конфликт, пытается искать поддержку в Церкви. Но Церковь может и должна оказывать поддержку исключительно в рамках своего Божественного мандата — того, что Господь поручил Церкви. Мы должны осуществлять пастырскую, душепопечительскую работу, мы должны совершать молитву, мы должны примирять людей, но мы ни в коем случае не должны обслуживать те или иные политические взгляды, позиции, концепции, и тогда это позволяет Церкви, находясь над схваткой, сохранять свой миротворческий потенциал»

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в мае того же года сказал:

«...Церковь Христова не делит свою паству по национальным признакам или политическими предпочтениями. Мы молимся за всех, несмотря на то, по какую сторону баррикад они оказались. На протяжении всех месяцев общественно-политического кризиса в Украине наша Церковь последовательно призывала к примирению и искала пути, чтобы не допустить кровопролития...»

За прошедшие месяцы не было недостатка как в нападках и клевете, так и в прямом физическом насилии по отношению к Церкви и ее служителям — тем, кто разжигал войну, было очень важно вытолкнуть Церковь на одну сторону конфликта, потому что главным препятствием для них были и остаются не противники, а именно миротворцы.

Но позиция Церкви не изменилась; совсем недавно Патриарх напомнил, что

«Долг Церкви в настоящее время — не давать политическую оценку какой-либо из сторон вооруженного противостояния, но указывать на необходимость продолжения переговорного процесса и призывать враждующих к миру, обращая внимание на катастрофическое положение мирного населения в зоне конфликта»

О том же — о мире — говорится и в Постановлении Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви:

«Архиереи, собравшиеся на Совещание, молят Бога ниспослать справедливый мир на землю Украины, остановить на ней трагическое кровопролитие, оградить ее от дальнейших скорбей, а ненавидящих друг друга — привести к покаянию и взаимному прощению. Участники Совещания единодушно выражают поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и епископату Украинской Православной Церкви в их трудах по сохранению церковного единства и преодолению расколов. Важным для прекращения нынешнего конфликта видится переход к широкомасштабному диалогу, который позволил бы людям разных политических взглядов и убеждений, культурных и языковых предпочтений вместе определять будущее страны. При этом важно, чтобы никакая из общественных сил не была исключена из процесса принятия решений. Чада Русской Православной Церкви призываются к молитве о мире и к оказанию посильной помощи невинно пострадавшим в результате вооруженного конфликта. Участники Совещания призывают всех, от кого это зависит, немедленно приложить усилия для прекращения кровопролития, уносящего человеческие жизни»

Такова позиция Церкви; ее стоит напоминать снова и снова, потому что ее пытаются залить густыми потоками лжи и клеветы.

Позиция же раскола состояла в том, чтобы самого начала поддержать военные усилия одной из сторон. Сейчас новая волна мобилизации (могилизиации, как ее называют в социальных сетях) вызывает нарастающие протесты, а интернет заполнен роликами с митингов людей, не желающих идти самим или отдавать своих близких на бессмысленную бойню, (например, в Краматорске,  Днепровке, на Тернопольщине и во многих других местах). Жители Украины (особенно западной) массово бегут из страны, чтобы избегнуть отправки в зону АТО. Это понятно — мало кто хочет умирать или делаться калекой ради того, чтобы получить в итоге от НАТО (как на этом видео) красивый жетончик стоимостью в девять долларов.

Что же говорит об это лидер «Киевского Патриархата» Филарет? Он призывает украинцев не избегать мобилизации и исполнять свой «священный долг» и спешит в США выпрашивать оружие для продолжения кровопролития. Он также награждает сенатора Джона Маккейна орденом св. Владимира — чтобы поощрить его неукротимую воинственность.

Кто же здесь Церковь-мать, ищущая спасения своим чадам, а кто — политическое сообщество, преследующее политические цели? Церковь сталкивается с нарастающим давлением, побуждающим ее занять одну из сторон в конфликте — но противостоит этому давлению и заботится о всех.

Пройдет не очень много времени — месяцы, много — годы, и люди оглянутся на все произошедшее и зададутся неизбежным вопросом - «Зачем все это было?». Этот конфликт завершится какой-то формой мирного соглашения — и это вызовет неизбежный вопрос «а почему нельзя было заключить мир раньше?». И тогда те же, кто требовали от религиозных лидеров поддержать их патриотический порыв, обратятся с горькими упреками к пастырям, которые отправили своих овец на бойню.

А Церковь останется Церковью — истинной матерью, которая ищет всем мира и спасения.

Радонеж

Опубликовано: сб, 07/02/2015 - 12:55

Статистика

Всего просмотров 59

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle