Ловушка конформизма
Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби публично извиняется перед гомосексулистами «за боль и страдания, которые им причинила Англиканская Церковь», и деликатно уклоняется от вопроса, считает ли он мужеложство грехом; епископальные и методистские «священницы» в США ни много ни мало, как «благословляют» абортарий – примеры можно умножать, в протестантском мире их много. В Католической Церкви существует заметная напряженность между либералами, которые готовы вниз головой броситься за теми же епископатами и консерваторами, сохраняющими приверженность традиционной христианской этике.
Еще относительно недавно можно было говорить, что эта проблема вполне чужда православию, но, увы, мы живем в том же мире, и многие из нас подвергаются тому же давлению, и уже от некоторых мирян и священников можно услышать речи, выдающие заметный дрейф в ту же сторону.
В чем причина этого? Конформизм – это очень мощный человеческий инстинкт. Мы стараемся ладить с окружающими, особенно с теми, от кого как-то зависим. Мы ценим приязнь других людей, и нас пугает их неодобрение. Большинство предпочитает избегать конфликтов. Чаще всего в этом нет ничего плохого, как нет ничего хорошего в ссорах и препирательствах.
Слово Божие много раз увещевает нас искать мира со всеми людьми. Тем не менее так бывает, что человек, разругавшийся со всеми по причине своего вздорного, горделивого характера, приписывает это своей верности высоким идеалам: он, мол, гонимый от мира праведник.
Но случается по-другому: мучительное желание вписаться, сойти за своего, понравиться, получить одобрительное похлопывание по плечу доводит человека до полной утраты достоинства, когда и те, к кому он так отчаянно пытается подлизаться, смотрят на него с брезгливым недоумением.
Это, увы, наблюдаем и в отношениях между христианами и современным миром, по которому прокатываются волны идеологий: коммунизм, национализм, либерализм, если говорить только о самых заметных. И они собирают немалую жатву пламенных последователей, верующих в них как в последнюю, окончательную правду о человеке и требующих от всех остальных присягнуть их знаменам.
От Церкви при этом требуется либо поставить веру на службу идеологии, либо вовсе исчезнуть с лица земли. Когда, кажется, все вокруг подхвачены очередной волной и несутся в едином потоке, быть чужим, ловить на себе косые взгляды, читать ругань на популярных ресурсах зачастую очень неприятно. Хуже того, это может иметь волне ощутимые последствия, как минимум, для карьеры и заработка.
Желание приспособиться, сказать что-то жалкое, вроде «Не бейте меня, я ваш», по-человечески понятно. А человек так устроен, что, покорившись давлению среды, он вскоре объявит это самым разумным, благородным и даже отважным выбором.
Однако трагизм таких попыток приспособиться хорошо описывается известным анекдотом: «Что же вы так продаетесь? Вы же так не продадитесь!» Тоталитарные идеологии (а современный либерализм к ним, несомненно, относится) не удовлетворяются невнятным блеянием и сомнительными компромиссами. Вы либо покоряетесь им полностью, либо остаетесь их врагом.
Десятилетия назад сторонники «либерального христианства» еще могли говорить, что приспособление к миру привлечет на церковные скамьи «современных людей», которые не могут переварить традиционные христианские доктрины. Сейчас уже очевидно, что политика приспособленчества приводит, наоборот, к потере прихожан. Прогрессивная общественность как не ходила, так и не ходит, а люди верующие перебираются туда, где хранят веру.
Дело еще и в том, что, соглашаясь пересмотреть традиционное учение Церкви под давлением мира, люди полностью уничтожают всякое доверие к себе: если вы наследники традиции, которая тысячелетиями лгала людям в принципиально важных для их вечного спасения вопросах, то с каким лицом вы теперь беретесь учить? А если традиция была права все это время, то тем более, как вы можете говорить от ее имени, если согласились предать ее, стоило на вас надавить?
Нам же, православным людям, остается не искать ни с кем ссор, а твердо стоять в истине: там, где мир противоречит Церкви, мир (как всегда) неправ, а Церковь (как всегда) права.
Сергей Худиев
Опубликовано: пн, 20/11/2017 - 15:44