Кто они, мошенники в рясах?
Кто и почему выдает себя за священнослужителей – разбирается иеродиакон Иоанн (Курмояров)
«Символ веры в предосторожность теперь научает тебя так: «и во едину Святую, Соборную Церковь», дабы ты оных скверных сборищ убегал, а пребывая бы всегда в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился. Если когда придешь в город, не просто спрашивай, где храм Господень? Ибо и прочие нечестивые еретики пещеры свои называют храмами Господними: и не спрашивай просто, где церковь? Но где Вселенская Церковь? Ибо сие собственно имя сей Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, которая есть Невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия».
Святитель Кирилл Иерусалимский
Уверен, каждый, кто периодически посещает места большого скопления людей (вокзалы, метро, рынки и т.д.), встречал там странных людей, одетых по некоему подобию священнических облачений (подрясник, скуфейка, поручни, епитрахиль), просящих милостыню чаще всего на какой-то никому не известный монастырь, а иногда даже окропляющих случайных прохожих водой. Естественно, наши сердобольные граждане не оставляют этих людей без внимания и жертвуют, кто чем может, на это, казалось бы, «богоугодное» дело. И редко кому может прийти в голову мысль о том, что перед ним оказался обыкновенный мошенник, выдающий себя за священника.
Признаюсь читателям: сам я, когда вижу «батюшек», собирающих милостыню, всегда подхожу и требую показать документы. Чаще всего мне приходилось видеть удостоверения сомнительного вида с неправдободобной печатью Украинской автокефальной церкви в Канаде или Русской зарубежной церкви и т.д. При этом люди, которые демонстрировали подобные документы, не были похожи на тех, у кого хватит денег для путешествия за границу. Кроме этого, периодически мне показывали удостоверения от УАПЦ, а также разные бумажки-благословения с разрешением собирать милостыню, выданные в несуществующих православных церквях. Но самое интересное, что после моего знакомства с этими «документами» их владельцы исчезали с прямо-таки невероятной скоростью. И это понятно, так как я имел дело с обычными мошенниками, выдающими себя за священнослужителей. Причем в данном случае мошенничество имело двойной характер: и с точки зрения светского законодательства, и с точки зрения учения Церкви.
Наверное, у некоторых читателей может возникнуть вопрос: «Что бы я сделал, если бы эти люди не удалились, а продолжали ходить, например, по рынку и окроплять торгующих и покупающих якобы «святой» водой?» Отвечу: «Ничего!» Да и можно ли вообще с ними что-то сделать? Как-то не принято у нас заводить уголовные дела по фактам мошенничества в отношении лиц, выдающих себя за священнослужителей. И в этом есть логика: жалко потраченного времени, сил и средств, а искоренить это явление вряд ли удастся. Именно поэтому единственный и, кстати, очень неблагодарный способ борьбы с мошенниками в рясах – это просвещение нашего расцерковленного населения.
Однако сегодня в Украине просвещение максимально затруднено тем обстоятельством, что, кроме мошенников в рясах, чьи действия подпадают под статьи Уголовного кодекса, в нашей стране активно действуют представители официально зарегистрированных религиозных организаций (УПЦ КП, УАПЦ), которые также выдают себя за православных священнослужителей. С точки зрения светского права их действия вполне законны, но согласно учению Церкви, они осуществляют тот же подлог.
По определению мошенник – это человек, выдающий себя за того, кем он не является на самом деле. Цель мошенничества – злоупотребляя доверием граждан, завладеть их имуществом. Но парадокс ситуации с мошенниками в рясах, состоит в том, что материальный ущерб обманутого человека, как правило, сводится к минимуму, и вряд ли об этом нужно сильно переживать. А вот духовный урон может быть настолько огромен и иметь такие катастрофические последствия для человеческой личности, что их часто невозможно переоценить.
Образно эти последствия можно сравнить с мошенничеством в медицине. Наверное, многим из вас приходилось встречать в сомнительных газетенках рекламы о чудодейственных способах излечения рака, причем на всех стадиях заболевания, или объявления разного рода целителей, которые гарантированно освобождают людей от алкогольной и наркозависимости. Увы, многие из тех, кто в минуты отчаяния попался на эту удочку раньше времени, отошли в мир иной. Эта аналогия работает и по отношению к духовной жизни.
«Каким образом? – спросите вы. – Например: идет человек по базару, вы дали ему две гривны, он оказался мошенником, так это его личное дело, что называется «Бог ему судья».
У этой проблемы много аспектов, на которых можно остановить наше внимание, но я постараюсь сконцентрироваться на главном, а именно: если человеку все равно, кто перед ним – реальный, канонически рукоположенный священнослужитель или обычный человек, незаконно надевший на себя священнические облачения, это свидетельствует о том, что на самом деле такой человек равнодушен к вопросам духовной жизни. На языке святых отцов это состояние называется теплохладностью – лакмусовой бумажкой, показывающей, что духовная болезнь данного человека достигла своего апогея. Это «рак души» в четвертой степени. Согласно Священному Писанию, даже откровенное богоборчество лучше этого состояния: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч. Но как ты тепл, извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15,16).
Конечно, все люди от Адама и до наших дней и даже те, кто будут жить на земле вплоть до Второго пришествия Христа, обладают поврежденной природой и поэтому духовно больны. Но в этом-то и состоит смысл Церкви, что в ней, как в больнице, мы можем получать исцеление от греха и страстей с помощью Божией благодати, которая подается нам в церковных Таинствах! Предназначение Церкви в том, чтобы спасать, исцелять людей и делать их здравыми для вечной жизни с Богом и в Боге. И в Церкви, как в больнице, есть санитары, которые помогают нам в этом лечении, строго следуя рецептам врача-Христа!
Беда, если вы вместо реальной больницы пошли туда, где не умеют лечить, если вместо реальных врачей и санитаров доверились самозванцам. Горе той душе, которая вместо соединения с Церковью и Христом (а Церковь, собственно, и есть Тело Христово!) обманута теми, для кого главной ценностью жизни является служение нации, какому-то лидеру, служение своим корыстным интересам и т. д.
И все же простых обывателей как-то можно понять: крутится человек сутками, везде одинаковые церкви, одинаковые батюшки ходят, машут одинаковыми кадилами, служат одинаковые службы. Как ему, бедному, понять (к тому же, если ему промыли мозги псевдопатриотизмом на «1+1»), где Истинная Церковь Христова?
Когда меня спрашивают об этом (особенно, когда интересуются «патриотически» настроенные сограждане), я сначала предлагаю решить вопрос о том, зачем человеку нужна Церковь? И если у моего вопрошателя получается выбраться из дебрей собственного «эго» (что бывает довольно редко), я, как правило, цитирую ему перечень признаков истинной Православной Церкви по М.А. Денисенко (авторитетный человек в среде патриотов), который он сделал, будучи Митрополитом Киевским, на богословском симпозиуме «Про Ориенте» в Вене 1 декабря 1980 года. Итак:
«Церковное единство должно проявляться не как единство власти над всеми Поместными Церквями, но как единство веры и вытекающее из нее единство жизни. Это внутреннее единство заключается во внутреннем согласии и солидарности Поместных Церквей, существующих самостоятельно, но не обособленно друг от друга. Оно выражается во взаимном признании силы и действенности благодатной жизни в этих Церквях (первый признак Церкви. – Прим. автора), взаимном признании иерархии (второй признак Церкви. – Прим. автора) и общении в таинствах (третий признак Церкви. – Прим. автора)» (1).
Абсолютно точный перечень признаков Истинной Церкви Христовой. Только вот религиозная организация, основанная самим М.А. Денисенко (УПЦ КП), не имеет ни одного из этих признаков и, соответственно, Церковью не является. В том числе из этого следует и то, что в УПЦ КП не совершаются церковные таинства, а люди, которые там служат, не являются священнослужителями. Тр есть по факту, в соответствии с православной экклесиологией (2), они являются обычными мошенниками, присваивающими себе пожертвования наших сограждан.
Конечно, каждый человек должен сам решать, куда и кому жертвовать свои сбережения. Но почему бы нашим оппонентам из УПЦ КП не повесить при входе в свои культовые сооружения (православными храмами они не являются) таблички с текстом следующего содержания: «Уважаемые граждане! Это сооружение не является православным храмом, т.к. принадлежит религиозной организации, не состоящей в евхаристическом общении с Вселенским Православием. И поэтому люди, которые здесь служат, – не священнослужители. А действия, ими совершаемые, являются нехристианскими таинствами, т. е. вы так и останетесь некрещеными, невенчанными, с неисповеданными грехами и непричащенными».
На мой взгляд, это было бы честно. И тогда никто бы не смог обвинить представителей «Киевского патриархата», да и других самопровозглашенных «православных церквей», в мошенничестве. Но это дело совести. А она не у всех есть. Вот в чем проблема.
Кстати, не менее интересным выглядит (к слову, абсолютно правильное с богословской точки зрения) и утверждение М.А. Денисенко, определяющее причины церковных расколов: «С единством Церкви органически соединяется святость Церкви. Как мы знаем, грех является причиной всякого разделения. Упразднение греха означало воссоздание единства, как в самом человеке, так и единства человека с Богом и между людьми» (3).
В этом смысле нам остается пожелать нашим оппонентам из самопровозглашенного «Киевского патриархата» покаяться в грехе разделения, учиненном ими, и вернуться в лоно Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которую на Украине представляет Украинская Православная Церковь. Тем более, я уверен, все они прекрасно знают, что Церковь не создается актом самопровозглашения. Церковь – одна! Она основана Иисусом Христом, и поэтому, чтобы стать членом Церкви, к ней можно только присоединиться! В Церковь можно только войти и пребывать в ней.
Поэтому мы, верующие канонической Украинской Православной Церкви, призываем всех, кто соблазнился идеей незаконной автокефалии, войти в Церковь, стать истинными членами Тела Христова, вступить в благодатное общение в таинствах с православными верующими всего мира и пребывать с нами в единстве и любви к Истине! В единстве, к которому нас призывает Христос: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня!» (Ин. 17:21).
В единстве, о котором заповедал нам апостол Павел: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).
Тем более что сегодня ничто в Церкви не может препятствовать кому бы то ни было быть настоящим христианином, жить по заповедям Евангелия, служить ближним и быть причастником Истинных Тела и Крови Христовых!
Ссылки:
1. Митрополит Филарет (Денисенко). Поместная Церковь и Вселенская Церковь // Журнал Московской Патриархии. №3. 1981. С.70–76.
2. Экклесиология – раздел богословия, в котором содержатся аргументы о святости, соборности, непогрешимости и апостольской верности церкви и ее решающей роли в деле спасения верующих (Л. П. Крысин. Толковый словарь иноязычных слов. М.: «Русский язык», 2002. С. 814).
3. Митрополит Филарет (Денисенко). Поместная Церковь и Вселенская Церковь // Журнал Московской Патриархии. №3. 1981. С.70–76.
Опубликовано: пн, 16/11/2015 - 12:51