Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!

Чем для современного человека является слово о Кресте – соблазном, безумием или правдой Божией?

«Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет».

Каждый человек, независимо от его отношения к религии вообще и к христианству в частности, в силу объективных причин, независимых от его мировоззрения, идет по земле путем страдания, путем крестным. Причина этому совершенно ясно изложена в Книге Бытия – грехопадение человека и его последующее изгнание из рая; а неоспоримость этого аргумента доказана опытным путем всей многотысячелетней истории человечества, как в общечеловеческом, так и в личном плане.

Все попытки человечества сделать человека совершено счастливым заканчивались в лучшем случае неудачей, а стремления создать на земле рай, общий для человечества в целом и каждого человека в частности, приводили к созданию совершенно адских систем, в которых ни земная жизнь самого человека, ни его право на свободу мысли и совести не ставились ни в грош...

Мы можем задать себе вопрос: если христианство утверждает, что Бог есть любовь, то как и для чего Он допустил человеку идти по земле исключительно крестным путем? Опыт общественной истории и частной жизни достаточно ясно нам показывает, что грехопадение человека – это не абстрактная терминология, а совершенно осязаемое развращение человека в его уме, воле, чувствах, и уже только в результате всего этого – частных и общественных поступках: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим. 1:28). Следовательно, мы можем рассматривать падшее состояние человека как состояние тяжелой и смертельной болезни души, болезни, при которой настолько парализованы все его жизненные силы, что собственные усилия вылечиться приводят только к более тяжелому состоянию.

Но Бог не желает оставлять Свое создание на гибель и вечные страдания, Он не только Творец, Царь и Законодатель, но и любящий Отец, готовый выбежать навстречу еще только возвращающемуся в отчий дом блудному сыну, готовый не только вернуть его в отчий дом, но и восстановить его сыновство возложением достойной одежды и перстня, не только накормить изголодавшегося, но и отпраздновать его возвращение со своими домочадцами пиром радости и любви.

Но возвращению в отчий дом должно предшествовать пришествие в себя (Лк. 15:17), то есть то отрезвление ума, воли и чувств, при котором человек увидит реальную картину своего состояния (как бы опрятно он ни выглядел внешне!): он всего лишь пасет свиней в стране далече, то есть служит своим похотям-идолам, в месте изгнания, и даже свиные рожки для него – желанная пища! Что же может отрезвить человеческий ум и человеческую совесть, как не пролитая горькая слеза? «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Еккл. 7:3–4).

Крест – это то горькое, но лекарственное средство, которым может исцелиться человек от идолопоклонения своим страстям и похотям и вернуться в здравое состояние истинного богознания. «Никто не ищет врача, что давал бы лекарства более сладкие; но всякий ищет врача, знающего верное средство, и не придает значения тому, будет ли лекарство сие сладким, горьким или безвкусным», – говорит святитель Николай Сербский в своем слове на Крестопоклонную неделю. Но желающий исцелиться должен использовать лекарство правильно. Мы можем с уверенностью сказать, что несение креста обще всем людям, независимо от их возраста, пола, национальной или религиозной принадлежности, социального статуса или других каких-либо земных отличий. Но если к спасению призываются все, то почему не все его достигают? Почему из двоих распятых разбойников в рай входит только один из них? Почему Евангелие в этом вопросе довольно категорично и жестко: «много званых, а мало избранных» (Мф. 22:14)?

Первое, что мы слышим из уст Спасителя, – это призыв отречься от себя. Среди рыночного крика различных философских и религиозных систем и мировоззрений, призывающего нас к самоутверждению и самореализации, мы слышим простой и категоричный призыв к отречению от себя. Неужели Создатель хочет, чтобы его разумное творение стерло с себя все признаки личности? Нет! Но в состоянии грехопадения то, что мы приписываем себе как личностные качества, «на самом деле.... диавол, и грех, и тлен, и обман, и смерть» (свт. Николай Сербский). Мы можем наблюдать даже совершенно обратную картину подобной «самореализации», когда под действием политической или культурной моды в человеке исчезают почти все черты личности, и он становится не более чем маленькой точкой «Черного квадрата»... Второе – каждый из нас должен взять крест свой. Мы не должны искать ложной славы через мнимый подвиг и несения не возложенных на нас Богом, а из тщеславия взятых нами самими непосильных тягостей, что присуще богоборческому миру языческих и атеистических героев. Но тот крест, который дается нам Самим Богом, нам следует взять добровольно и с благодарностью как грозное оружие против идолов наших страстей, помня слова благоразумного разбойника: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23:41). Святитель Николай Сербский также ободряет нас в крестоношении, говоря, что Господь требует «нашего распятия ветхого человека, то есть человека, состоящего из злых навыков и служения греху. Ибо распятием сим умерщвляется в нас этот ветхий, скотоподобный человек и оживает новый, богоподобный, бессмертный». Желая утвердить человека в спасительном крестоношении, Сам Господь, будучи здравым, принимает это горькое лекарство и тем показывает страждущему человеку, что принятие этого целительного средства хоть и горько, но не невозможно. В самом крестоношении человеку важно последовать Христу – Его заповедям, Его воле. Сам человек, без помогающей ему благодати свыше, не в силах пронести крест, и часто даже самый легкий. «И для самого сильного человека – слишком тяжек даже самый легкий крест, если нести его без небесной помощи. Посмотрите, в какое отчаяние впадают неверующие при наималейшем ударе! Как они бунтуют против неба и земли от одного игольного укола!» (свт. Николай Сербский). Восхождение на Голгофу предваряет радость Пасхи, когда усталость труда сменится радостью праздника жизни. Но чем для каждого из нас будет слово о Кресте – юродством или силою Божией (1 Кор.1:18), зависит исключительно от нас самих. Чем для современного человека является слово о Кресте – соблазном, безумием или правдой Божией?

Протоиерей Сергий Аракелов

Теги

Теги: 

Опубликовано: пт, 09/03/2018 - 19:18

Статистика

Всего просмотров 157

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle