«Камо грядеши»: путь от язычества к христианству

Роман Генриха Сенкевича «Камо грядеши» – самый известный и читаемый польский роман в мире. Книга выдержала несколько экранизаций, в том числе и весьма дорогостоящую голливудскую, а также польскую, которая стала самым высокобюджетным проектом нового польского кино.

Практически любой телевизионный сюжет, в котором упоминается ранняя Церковь, иллюстрируется кадрами из этих фильмов. Для большинства людей этот роман (или его киноверсии) – единственный источник сведений о раннем христианстве. На Западе его любят и римо-католики, и протестанты. Полюбилась книга, конечно, и православным.

В чем секрет такой невероятной популярности романа, написанного более 100 лет назад, в 1896 году? Каждый находит в книге что-то свое. Кому-то нравится изображение исторических событий, то, что в тексте встречаются известные фигуры, для кого-то она становится источником сведений о жизни первых христиан, кого-то увлекает сюжет, связанный с любовью язычника к христианке.

Главный герой «Камо грядеши» – Марк Виниций, молодой римский патриций. Линия взаимоотношений героя с христианкой Лигией является основной сюжета. На первом месте в романе любовь, которая становится историей внутреннего преображения Виниция, и даже великие исторические события, такие, как пожар в Риме и гонения на христиан, показаны на фоне любви Виниция и Лигии, они как бы второстепенны по сравнению с их чувствами.

Роман Сенкевича психологичен, он отражает малейшие изменения внутреннего состояния героя. Большая часть текста посвящена анализу этих изменений. В книге показаны три периода жизни Виниция: языческий период, когда его влюбленность невоздержанна и внутренне разрушительна, период внутренней борьбы с христианством и период полного принятия христианского мироощущения, когда его любовь очищается от страсти и становится духовной.

В первый раз мы встречаем героя у бассейна, где он разговаривает со своим дядей Петронием. Он влюблен и восторжен, и его чувства становятся объектом иронии Петрония. Виниций влюбляется в Лигию без памяти и его любви даже свойственна жестокость. Впервые в жизни он столкнулся с тем, что его потребности не совпадает с желаниями другого человека, настолько молодой патриций привык достигать своего. Он готов разрушить все на своем пути, лишь бы приобрести желаемое.

Я думаю, такие глубокие переживания – свидетельство его духовной силы, но проблема в том, что эта сила направляется на разрушение. И поэтому его влюбленность сродни болезни, лихорадке, он тоскует, страдает, раздражается. Его раздирают противоречия, он сам не знает, чего хочет. Он понимает любовь не как равенство, а как превосходство, он считает, что в любви обязательно один должен главенствовать, а другой ему подчиняться и терпеть любые унижения.

Такое понимание любви отличается от понимания Лигии. Он чувствует, что его возлюбленная живет в другом мире, не в том, в каком живет он, и между их мирами существует непреодолимая пропасть. Позже он узнает, что причина таких различий в их верах. Христианство для Виниция становится причиной его внутренних противоречий.

Постепенно, знакомясь с христианами, герой открывает какие-то новые для себя вещи. Оказывается, прощение – это не слабость, а сила, настоящий смысл жизни – в любви к Богу и ближнему, и Сам Бог – источник этого неиссякаемого милосердия, любящий Отец, не забывающий детей Своих.

Героя удивляет сила веры и молитвы христиан, то, что ими руководит любовь к Богу, а не страх перед Ним или прошение о помощи. Он впервые увидел людей с живой верой, основанной на любви, а не на системе обрядов: они молились «из глубины души и с такой доподлинно сердечной тоской, с какой тоскуют дети по отцу или матери».

Виниций одновременно и верил, и не верил услышанному о Христе. Он чувствовал то, что христианство дает ответы на все вопросы и успокоение души, но его смущало то, что для его принятия необходимо отречься от всего своего прошлого, от тех смыслов, которые ранее наполняли его. Ему казалось безумным следовать этому учению. Его душа одновременно и просила, и отвергала услышанное.

Петроний очень метко заметил этот максимализм племянника: «С твоим нравом ты либо должен был ненавидеть само слово «христианин», как чуму, либо стать христианином». В этот жизненный период Виниций живет в постоянных противоречиях.

Для главного героя стало очевидным, что вера Лигии – сила куда более мощная, чем то, чем он жил прежде, влияя на людей своим положением, богатством, а иногда и насилием… Это становится непостижимой тайной для него. Он понял, что совершенно не знает Лигию и что напрасно мерить ее мерками своего мира.

Общаясь с христианами, Виниций увидел, что все слова проповеди христиан не просто теория, а нечто воплотимое в жизни. Слово, конечно, назидает, но примеры влекут, как говорится в пословице. Постепенно герой и сам меняется, становится терпеливее, избавляется от эгоизма. Он уже по-другому относится к окружающим, начинает замечать других людей вокруг себя, даже если они ниже его по социальному положению, и видеть в них хорошие качества.

Сам характер чувства к Лигии приобретает другое выражение: «Прежде он ее желал, теперь начинал любить всей душой». Он признает, что «шел к ней по ложному пути», и в нем просыпается совесть и чувство благодарности за ее заботу. Со временем герой начинает иначе смотреть и на красоту Лигии, видя в ней духовную чистоту. Он уже не может отделить героиню от ее веры, понимает, что если бы она не была христианкой, «ему бы в ней уже чего-то недоставало».

Непростому духовному становлению Виниция через различные трудности и испытания и посвящен роман. Нет смысла пересказывать сюжет – нужно или читать книгу, или смотреть фильм.

Герой постепенно крепнет в своей вере и раскрывает лучшие качества своей души. Бог становится для него единственной опорой и надеждой в жизни, Виниций почувствовал в себе бесконечные источники силы той веры, которая может двигать горами, способность «совершить нечто такое, что вчера еще было для него немыслимо». Но настоящим христианином его можно назвать в тот момент, когда он не стесняется исповедовать свою веру перед другими людьми и сам изъявляет свою готовность умереть за Христа.

В конце концов герой достигает такой веры, при которой жизнь становится духовным созерцанием, он много молится. Его особое духовное состояние отражается и на внешности: он превратился в «некое бесплотное существо», а на лице появилось «какое-то странное сияние».

Чтобы почувствовать силу перемены, можно вспомнить его внешность в период языческой влюбленности в Лигию: «глаза Виниция были обведены темными кругами, зрачки лихорадочно блестели… волосы на голове взъерошены, он действительно имел вид больного».

В конце романа Виниций уже от всей души вслед за апостолом мог воскликнуть: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13).

Сенкевич писал о том, что пишет христианскую эпопею. Этот жанр характеризуется широтой охвата времени и пространства. Но, наверное, все же это просто исторический роман, ведь у автора на первом месте чувства героя и его духовные перемены. И христианский роман, конечно. Это книга о всепобеждающей силе любви, которая «никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор.13: 8).

Протоинфо

Теги

Опубликовано: чт, 31/12/2015 - 08:53

Статистика

Всего просмотров 940

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle