Какой урок из жития пророка Илии может извлечь для себя православный христианин XXI века?

Как еврейский мужчина по имени Илия родом из города Фесвии Галаадского удела Древнего Израиля, родившийся почти три тысячи лет назад, стал великим святым пророком Божиим и сподобился телесного вознесения на небо на огненной колеснице? Можем ли мы стать подобными ему?

Илия возносится на Небо в огненной колеснице. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Действительно, часто святые, взирающие с дивных старинных икон на нас, кажутся очень далекими – отдаленными от нас границей между грешной землей (где мы) и Царством Небесным (где они) или тысячами лет. Часто они нам кажутся почти сказочными мифологическими персонажами или недосягаемым идеалом, которого нам никогда-никогда не достичь.

Но это были такие же люди, как и мы: из плоти и крови. Они болели и грустили, радовались и веселились, страдали и плакали, скорбели и боролись. Они ничем не отличались от нас. Господь им дал такое же духовно-телесное устроение, как и нам. Да, они несли на себе отпечаток времени: в своих привычках, характере, жизненных устоях, психике, но в их душах и сердцах свершалась та же борьба, которая происходит и в наших душах и сердцах – война добра со злом, результатом которой является уклонение человека в сторону образа Божьего или в сторону  звериного образа, в ангелоподобность или бесоподобность. И вектор жизни человеческой всегда направлен вверх или вниз – в ад или в рай. Третьего не дано.

Однажды ученик спросил одного афонского авву: «Возможно ли достичь Царствия Небесного?» Отец ему ответил: «Практически невозможно, но попробовать стоит!»

Руководствуясь этим девизом, представим, что пришли на урок, тема которого «Святой пророк Илья». А задача, поставленная перед нами, такова: «Как еврейский мужчина по имени Илия родом из города Фесвии Галаадского удела Древнего Израиля, родившийся почти три тысячи лет назад, стал великим святым пророком Божиим и сподобился телесного вознесения на небо на огненной колеснице?» И вторая задача: «Можем ли мы стать подобными ему?»

Ведь Спаситель перед нами поставил именно такую цель устами святого первоверховного апостола Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:9, 10). И еще слово обо всех святых прошлого: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39, 40).

Этот призыв обращен к нам. Будем же достигать совершенства с помощью того арсенала спасительного, который нам предоставляет Православная Церковь. Будем же учиться на примерах святых! В частности на примере святого пророка Илии.

Вороны кормят Илию. Графика. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Урок первый: чревоугодие и беды, связанные с ним

Евреи с Божьей помощью победили народы Ханаана. Они вошли в землю обетованную, в которой текли молоко и мед, и кисти винограда были такими сочными и тяжелыми, что одну из них на палке пришлось нести нескольким мужчинам. В царствование святого пророка и царя Давида и следующее за ним правление его сына Соломона (примерно конец XI столетия – середина XX до Рождества Христова) наступает золотой век расцвета еврейской религии, государственности, культуры, экономики. В последний период правления царя Соломона материальное процветание начинает негативно сказываться на иудеях. Оно постепенно поглощает их. Нега чрева и ласкание собственного животика приводят к ожирению души. Среди пиров, денег и самоуслаждения евреи уже не хотят поднять очи вверх к истинному Богу, но опускают их вниз. И здесь им, конечно же, пригодился языческий культ ханаанских народов, тешащий да услаждающий страсти – культ Ваала (о нем речь пойдет ниже). Народ во главе с царем Соломоном предался утехам языческим и отступил от истинного Бога, ведшего их по пустыне и так нежно, как заботливый Отец, оберегающего их.

Результатом языческих поклонений стал взрощенный гедонизм, индивидуализм и эгоизм и следующие за ним любовь к себе и нелюбовь, гнев и вражда к ближнему – к брату своему.

Как следствие, уже при сыне Соломона Ровоаме (годы правления ≈ 928–911) у евреев начинается междоусобная брань. Их царство раскалывается на Иудейское и Израильское (около 928 года до Рождества Христова).

Причем если еще в Иудее сохраняется вера в истинного Бога, то в Израиле она смешивается с язычеством и теряет свою освященность Господом.

В период жизнедеятельности святого пророка Ильи (IX век до Рождества Христова) Израильским царством правил нечестивый царь Ахав, который совершил поступок, прямо противоречащий религиозному закону евреев, преподанному им Богом в Пятикнижии Моисеевом. Он взял себе в жены женщину Иезавель из языческого народа филистимлян, враждебного евреям. Мало того, что она была язычницей по происхождению, так еще и убежденной последовательницей язычества – жрицей культа Ваала. Данный культ она ревностно стала насаждать в Израиле. Религия Ваала приобрела государственный статус в Израиле.

И в этот момент к израильтянам Господь посылает своего великого пророка Илью Фесвитянина.

Здесь наш первый урок подходит к концу. Какой же вывод мы можем с Божьей помощью из него сделать для нас – православных христиан XXI века?

Мы часто плачемся, что нам не хватает денег. Но у нас так много светлых огромных супермаркетов с изобильными витринами, на которых колбасы, напитки, тортики десятков видов. У нас так много компьютеров, айподов, планшетов, прекрасных «умных» машин, облегчающих наш быт и приносящих комфорт. Плюс поп-культура, культивирующая эгоизм и служение плотским удовольствиям – идолам нашего времени. Разрядился аккумулятор у мобильного, день без него – и начинается паника! Свет выключили, час нет интернета – жизнь остановилась! И не стали ли и мы рыхлыми истонченными гедонистами, тешащими себя любимых?  

И когда придет время выбирать истощенного, исстрадавшегося, одетого во власяницу да рубище Илию или комфортную сытую Иезавель, кого мы предпочтем? Хватит ли нам сил с Божьей помощью смирить-«урезать» сытого себя? И уйти в пустыню и аскезу – к Богу?

Вот в чем гамлетовский вопрос нашего времени!

От пресыщенного чрева рождается разврат ума. От эгоизма – ненависть к брату своему. Какой же выход из этого всего предлагает нам святой пророк Илия?!

Поль Гюстав Доре. Пророк Илия воскрешает сына вдовы

Урок второй: борьба с собой

В древнем цветнике мудрости египетских отцов-монахов есть изречение преподобного Марка Подвижника: «Без сокрушения сердца невозможно совершенно избавиться от зла; сердце же сокрушается от тройственного воздержания, именно: от сна, пищи и телесного покоя».

У православного христианина один враг – это я сам, мой собственный ветхий человек, приросший к страстям, наслаждениям, грехам и похотям. С ним и нужно бороться. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). В этом суть подвига всех святых от древности и до новейшего времени.

Жизнь как бескровное мученичество. В этом суть подвига святого пророка Илии.

В пророчествах святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн часто сравнивается со святым пророком Илией. А в книге пророка Малахии Иоанн прямо назван Илией: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5, 6).

О том, что Иоанн назван Илией, свидетельствует и сам Господь наш Иисус Христос: «Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели» (Мф. 17:12). Действительно, жизни, характеры, образ и форма подвига, служение святых пророка Илии и Иоанна Крестителя удивительно похожи.

Святой пророк Илья фактически был первым монахом. Он являлся первым ветхозаветным девственником. Был сугубым постником. Ходил босой, в грубой милоти (плаще из верблюжьего волоса), очень жестком и неудобным, раздражающем кожу, напоминающем власяницу. Подобно православному монаху, он носил кожаный пояс на чреслах и, подобно архиерею, ходил с посохом в руке – знаком особенной духовной власти.

Его имя Илия с еврейского языка переводится как «крепость Господня» или «мой Бог – Яхве». Яхве (Иегова) переводится как «Сущий (Живой). Под таким именем открылся Бог святому пророку Моисею в Неопалимой Купине.

Такое имя во времена Ахава и Иезавели носить было очень опасно. Истинная вера была запрещена в их государстве. Согласно одной из исторических версий, Илие при рождении было дано другое имя. Но во время разгула язычества и гонений на истинную Церковь Божью Фесвитянин берет себе иное имя, за которое в то время в Израильском государстве, быть может, полагалась смертная казнь. «Мой Бог – это Яхве – истинный Бог евреев»: свое имя Илия несет, как знамя. Он за Яхве готов претерпеть муки и пойти на смерть. И с этим светлым знаменем он вступает во тьму языческую, дабы просветить народ, тонущий во мраке беззакония.

В этом уроке из жизни святого прока Илии мы учимся здоровому воздержанию, обуздывающему тело и не дающему ему, как коню игривому и ослепленному, нестись в пропасть.

Вспомним слова Спасителя: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).  Он сказал это о бесах.

Разумные молитва и пост отгонят от нас диавола и призовут в наши сердечные храмы благодать Святого Духа.

В основе нашего сердечного фундамента также должен лежать девиз «Мой Бог – это Яхве», а в новозаветной традиции – «Мой Бог – это Отец, Сын и Святой Дух». Это основа жизни и начало ее: твердая православная вера и разумное воздержание. Они в свою очередь с Божьей помощью приведут к правильным делам. И здесь мы, дорогие братья и сестры, переходим к третьему уроку.

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к Библии: пророк Илия на огненной колеснице

Урок третий: дела милосердия

За совершенные грехи израильтян вместе с окрестными народами постигают бедствия и катаклизмы. Заключено было небо на три года. Началась страшная засуха. Пустыня в людских душах и сердцах сотворила и пустыню на земле – в материальном мире. Вот какую удивительную взаимосвязь мы видим между душою человеческою и природой.

Но были люди, способные еще чувствовать правду Божию и творить дела Божии. Спаситель сказал: «Поистине  говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк. 4: 25, 26).

В женщине, вполне возможно хананеянке-язычнице (она жила в сиро-финикийском городе Сарепте Сидонской на побережье Средиземного моря), Господь узрел милосердное и любящее ближних сердце. Потому Илия послан был именно к ней. Не самовольно пришел. Святой пророк испытывает ее. Она делится с ним последним куском хлеба – всем своим и детским пропитанием.

Попытаемся посмотреть вглубь сердца женщины: она понимает, что это последняя еда, без нее – ей и детям грозит голодная смерть. Но находит в себе силы накормить еще и страждущего ближнего, отдав ему свои последние две лепты. И за это Господь через пророка Своего награждает ее обильными дарами. Она и дети больше не знали голода. По молитве Илии дом вдовы никогда не оскудевал хлебом. Они выжили в это голодное время. И мало того – благодатью Божьей святой пророк воскрешает через некоторое время сына сарептской вдовы.

И вот всем нам урок: любящее и милосердное сердце, которое изливает свою любовь в добрых делах к ближним – ко всем людям, призывает на себя благодать Божью и воскресает во Христе. И это истина на все времена.

Святой Пророк Илия уничтожает жрецов Вааловых. Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда

Урок четвертый: Господь всегда знает, что Он делает, и все, что ни происходит с нами, Он обращает для нашего блага

Итак, в IX веке до Рождества Христова официальной религией Израильского царства являлся культ Ваала. Исповедники истинной веры в Бога были гонимы.

Слово «ваал», или «баал» имеет семитские корни. Оно переводится как «хозяин» или «господин». Данного идола почитали язычники Хананеи, Финикии, Сирии. В разное время и у разных народов его считали то богом солнца, то плодородия, то воды, то грома. Центр данного культа был в средиземноморском финикийском городе Тире. С помощью Иезавели религия распространилась и в Израильском царстве.

Культ Ваала был очень жесток и распутен. К примеру, так как Ваал считался богом-оплодотворителем, рождающим Вселенную, то основой псевдорелигиозного обряда ему были сладострастные оргии. Во время них жрецы культа в экстазе наносили себе порезы на теле, преимущественно на запястье и ладонях.

Священное Писание Ветхого Завета говорит о том, что Ваалу приносили человеческие жертвоприношения: убиение собственных детей, сожжение их на огне. В Книге пророка Иеремии читаем: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу бедствие на место сие… за то, что они… устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне» (19:3–5).

Вот с каким ужасом с Божьей помощью боролся пророк Илия! С ужасом, возведенным в ранг государственного закона. Но Бог поругаем не бывает никогда.

Царь Ахав все-таки имел в глубине души страх Божий, подобно Ироду, имевшему также нечестивую жену, но благоговевшему перед святым Иоанном Крестителем, он также благоговел перед святым пророком Илией. Царь и его народ, одурманенные, сбившиеся с пути, уже не знали, где истина, но они хотели ее отыскать. Потому по царскому повелению было устроено своеобразное религиозное состязание между Илией и жрецами Валовыми. Построили рядом два жертвенника: истинному Богу евреев и Ваалу. Было решено: на который жертвенник сойдет огонь с неба и попалит жертву – та религия истинна. На горе Кармил собрался весь народ Израильский. И милосердный Господь в который раз сжалился над несчастными, сбившимися с пути людьми. Конечно, как ни старались жрецы Ваала призывать небесный огонь, у них ничего не получилось.

Но о, вера безоговорочная святого пророка Ильи – чистая, детская и пламенная! Он велел поливать свой жертвенник водой, так что ров вокруг него ею наполнился. И все равно Божественный огонь ниспал и попалил жертву пророка. Истинная вера восторжествовала в Израиле! Люди поверили и обратились к Богу.

Нам кажется, что такое страшное «ваалово» язычество далеко от нас, оно глубоко и бесследно кануло в прошлое. Но это не так. Посмотрите, каким массовым явлением в нашей стране и во всем мире стали аборты. Ведь это узаконенное убийство. Отцы и матери приносят жертву идолу блуда и сладострастия, убивая собственных еще не рожденных, но уже живых детей.

Вопрос: чем общество, узаконившее подобное ужасное явление абортов, лучше Вааловых жертвоприношений? Ответ: наверное, ничем.

Но поговорим о другом. В чем была основа жертвоприношения Илии? В безоговорочной вере своему Богу; в вере, что Он придет, поможет и спасет.

Так и мы должны поступать. Не отчаиваться в любой ситуации, но понимать, что Господь нас в жизни, как деточек Своих, несет на руках. И если мы будем молиться-призывать Его, то Он обязательно поможет. Сколько бы воды ни лили на наш душевный жертвенник скорби, болезни, горести и бедствия, если мы будем молиться Всевышнему и уповать на Него, небесный огонь снизойдет и согреет нас своим теплом.

Илия воскрешает умершего сына вдовы. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Урок пятый: жизнь – это борьба с грехом до самой смерти, но внутри этой борьбы – радость и утешение Господне

После возрождения истинной веры в Царстве Израильском народ вновь впадает в язычество. И Иезавель опять становится сильна. Как сказал святитель Иоанн Златоуст в произведении «Слово на день Усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна»: «Кажется мне, что в поднебесной нет такого зверя, который был бы подобен злой жене». И вот эта злая жена Иезавель искала случая погубить жизнь пророка Божия. Он вынужден бежать на юг Израиля в Вирсавию. Здесь у святого начинается приступ уныния, вплоть до того, что он просил у Господа смерти. Илии кажется, что у израильтян нет уже шанса на исправление. Они окончательно укоренились во зле язычества. Илия жалуется Богу: «…Ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19:14).

Но Господь является ему в веянии тихого ветра и утешает святого. Он говорит о том, что сохранилось еще доброе зерно в израильском народе: семь тысяч мужей, не преклонивших колена перед Ваалом. И к ним нужно идти и вести их к истинному Богу.

Илья воспрянул духом. Он возвратился в Израиль и продолжил свое пророческое служение.

Так часто происходит и с нами. Мы падаем под тяжестью жизненных обстоятельствах, унываем, ропщем. Нам кажется, что жизнь нас загнала в угол. Но это не так. В скорбях и горестях, смиряющих нашу душу, горделивую и страстную, нам в веянии тихого и ласкового ветерка является Господь. Ведь «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13) и «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).

Лишь бы души наши не превратились в Иезавель, не огрубели и не ожесточились, не отвердели в упорстве следования страстям и злу вконец.

Заключение, или Урок шестой: колесница Илии приготовлена и для нас

Согласно Священным Писанию и Преданию, святой пророк Илия – один из трех святых, которые были взяты на небо телесно еще при жизни. Другие два – святой праотец Енох и апостол и евангелист Иоанн Богослов. После Своего Успения телесно восхищена на небо также Пресвятая Богородица.

Нам часто это все кажется совершенно недосягаемым. Но это не так.

Святитель Епифаний Кипрский пишет: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным».

Но ведь и нас также пеленали в Святом Крещении Ангелы, и благодать Святого Духа питала нас пламенем огненным при вкушении Тела и Крови Христовых.

И что такое Воскресение Христово, как не огненная колесница Илии, возводящая каждого из нас на небо – в рай?!

Наша же задача – идти к ней всю жизнь, сквозь жизнь, имея в сердце главный центр нашего внутреннего устроения – Бога. И фактически каждый из нас должен быть Илией в этимологическом и духовном смысле. У каждого из нас должно быть написано в сердце: «Бог мой – Бог истинный – Святая Троица».

И тогда рано или поздно перед терпеливой, любящей и верной душой расступится Иордан жизни, и мы сподобимся обрести свою огненную колесницу, запряженных коней, готовых ввезти нас в Царствие Небесное – в блистающий и прекрасный горний град Иерусалим!

Иерей Андрей Чиженко

Теги

Опубликовано: пн, 02/08/2021 - 10:45

Статистика

Всего просмотров 4,124

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle