Как защитить каноническую Церковь в Украине

Только комплексный подход, включающий юридическую защиту и активное миссионерство, может остановить геноцид канонического православия в Украине — считает иеродиакон Иоанн (Курмояров).

Без сомнения, все верные чада Украинской Православной Церкви должны с полной серьезностью отнестись к призыву главы Синодального информационного отдела епископа Ирпенского Климента, который он озвучил в комментарии порталу «Православная жизнь» после пресс-конференции в Киево-Печерской лавре: «Надо, чтобы каждый конкретный человек, который публично обвиняет Церковь, клевещет на ее служителей, нес ответственность за свои слова. Для того, чтобы УПЦ больше не подвергалась клевете, мы будем юридически отстаивать свою позицию».

На самом деле, преступные действия раскольников и способствующих им национал-радикалов по отношению к канонической Православной Церкви в Украине подпадают под множество статей Уголовного Кодекса Украины. Например, № 161 УК «Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии» [1], № 179 УК «Незаконное содержание, осквернение или уничтожение религиозных святынь» [2], № 187 УК «Разбой» [3].

Как уголовные преступления можно охарактеризовать действия тех чиновников, которые, по слову епископа Климента, имеют предвзятое отношение к УПЦ. В этом смысле хорошо бы подошла уже упомянутая статья УК №161, а также № 356 «Самоуправство» [4] и № 357 «Похищение, присвоение, вымогательство документов, штампов, печатей, завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением или их повреждение» [5].

Однако, на мой взгляд, для характеристики подобных действий и в первом, и во втором случае лучше всего подойдет статья № 442 УК «Геноцид». Прочитайте внимательно и скажите: разве написанное в ней не соответствует тем действиям, которые раскольники, праворадикальные группировки и сочувствующие им чиновники осуществляют по отношению к нашей Церкви? Итак:

«Геноцид, то есть деяние, умышленно совершенное с целью полного или частичного уничтожения любой национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем лишения жизни членов такой группы или причинения им тяжких телесных повреждений, создание для группы жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение, наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы».

И все же, проблема заключается в том, что в сложившейся ситуации одной юридической защиты будет явно недостаточно. Сегодня мы существуем в реалиях, где основополагающим принципом «правовых» отношений является так называемая «революционная целесообразность». Именно поэтому наши законные требования о возврате захваченных храмов и восстановлении справедливости в большинстве случаев будут игнорироваться нынешней властью, как в центре, так и на местах. И это не голословное утверждение.

Так, например, члены общественной организации «За единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» неоднократно обращались в прокуратуру Киевской, Винницкой и Ровенской областей с требованием открыть криминальное производство по фактам разжигания межрелигиозной розни со стороны некоторых журналистов, националистов и чиновников. И, увы, все эти обращения остались без внимания и только ограничивались отписками. А чего еще ожидать от людей, которые, занимая ответственные государственные посты, открыто поддерживают беззаконие, разжигание вражды между людьми и бандитизм?

Именно поэтому нам нужен комплексный подход в решении этой проблемы. Конечно, владыка прав, когда говорит, что: «Вступать в пререкания и заниматься пустословием – бессмысленно». Однако для того, чтобы наши процессуальные усилия возымели действия, мы должны заняться еще и миссионерством. Увы, но практика показывает, что одной проповеди произнесенной в храме слишком мало для того, чтобы разъяснить людям нашу позицию, рассказать им о природе Церкви и о Христе. Уверен, сегодня наша Церковь должна принять целенаправленную, миссионерскую программу, обращенную к секулярному обществу, способствующую тому, чтобы нашу позицию услышали люди нецерковные и особенно те, кто оболванен антицерковной пропагандой украинских СМИ. Только комплексный подход, включающий активное миссионерство, поможет достичь желаемого результата.

Иеродиакон Иоанн (Курмояров)

Ссылки:

1. Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а также прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам, – наказываются штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Те же действия, соединенные с насилием, обманом или угрозами, а также совершенные должностным лицом, – наказываются исправительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Незаконное содержание, осквернение или уничтожение религиозных святынь – наказываются штрафом в размере до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок до трех лет.

3. Нападение с целью завладения чужим имуществом, соединенное с насилием, опасным для жизни или здоровья лица, подвергшегося нападению, или с угрозой применения такого насилия (разбой), – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет. Разбой, совершенный по предварительному сговору группой лиц, или лицом, ранее совершившим разбой или бандитизм, – наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества. Разбой, направленный на завладение имуществом в крупных или особо крупных размерах или совершенный организованной группой, или соединенный с причинением тяжких телесных повреждений, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

4. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом порядку, совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается отдельным гражданином или предприятием, учреждением или организацией, если такими действиями был причинен значительный вред интересам гражданина, государственным или общественным интересам или интересам владельца, – наказывается штрафом в размере до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев.

5. Похищение, присвоение, вымогательство официальных документов, штампов или печатей или завладение ими путем мошенничества или злоупотребления лица своим служебным положением, а так же их умышленное уничтожение, повреждение или сокрытие, а также осуществление таких же действий в отношении частных документов, находящихся на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности, совершенное из корыстных побуждений или в других личных интересах, – наказываются штрафом в размере до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет. Те же действия, если они повлекли нарушение работы предприятия, учреждения или организации или совершены в отношении особо важных документов, штампов, печатей, – наказываются штрафом в размере до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Социальные комментарии Cackle