Как бороться с вредными привычками и зависимостями: пьянством, наркоманией, курением?

К сожалению, нужно констатировать тот факт, что восточнославянские народы в своей культуре имеют очень древнюю и негативную историю алкогольных возлияний, которая своими корнями уходит еще в языческую Русь.

Вспомним сочинение преподобного Нестора Летописца «Повесть временных лет». Во время религиозных диспутов времен святого равноапостольного князя Владимира случился довольно курьезный случай, который описал летописец. Князь, еще будучи язычником, отказался принимать ислам, шутливо мотивируя отказ так: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».

Но, конечно же, пьянство – это страшное бедствие нашего народа. Наверное, не одна война не унесла столько жизней, сколько алкоголизм. Особенно мужчин от сорока до шестидесяти, в расцвете сил. У нас очень глубоко укоренилась традиция застолий.  Дни рожденья, свадьбы, юбилеи, именины, прием на работу, первая зарплата, увольнение с работы, праздники – от христианских до коммунистических – связаны с алкогольными возлияниями. Как это не «проставиться»? Народ не поймет. Я слышал рассказы о том, что непьющих людей неохотно брали на работу. К ним в трудовом коллективе относились как к изгоям. А если они не организовывали банкет по какому-то поводу, им устраивали немой суд Линча в виде сплоченного молчаливого осуждения пьющего большинства. Не каждый способен это выдержать. Часто из-за общественной традиции вынужденного частого пьянства люди становились алкоголиками. А потом это же общество разводило руки в недоумении и говорило: «Как он мог докатиться до такого? Кто же его споил?»

Посмотрите на мусульманские этносы. Там до восемнадцати лет подросток или девушка кофе или чай не может пить, эти напитки считаются вредными для здоровья в подростковом возрасте. А у нас малыши в детском саду в понедельник чокаются стаканами с компотом, потому что в субботы и воскресенья подсмотрели застолья родителей. И это не юмореска, а реальный факт.

Но, конечно же, есть и внутренняя сердечная глубинная причина пьянства, алкоголизма и наркомании.  

Вспомним евангельскую историю исцеления расслабленного, описанную в начале девятой главы Евангелия от Матфея: «Иисус же, видя, помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (Мф. 9:4–7).

Здесь Господь показывает нам явную зависимость болезни от греха. То есть, как правило, болезнь бывает следствием греха. И покаяние грешника, прощение Богом его греха является и исцелением от болезни. Телесная хворь в большинстве случаев имеет духовную нравственную первопричину. Бывают, конечно, исключения. Например, испытание веры святого праведного Иова Многострадального или болезнь евангельского слепорожденного, который, по словам самого Христа, был слепым, «чтобы на нем явились дела Божии.» (Ин. 9:3). Но эти случаи единичны. Чаще всего причину болезни нужно все-таки искать в душе.

Точно то же происходит с алкогольными, наркотическими или табачными зависимостями. Они следствие глубинного процесса травмы, повреждения души.
Конечно же, каждый случай индивидуален. Но, к примеру, я сталкивался с тем, что человек пил оттого, что ему страшно было жить. Он не видел смысла в своей жизни и пил, чтобы залить пустоту в душе.

И, как мне кажется, алкоголь, наркотики, или курение есть попыткой ухода от реальности, с которой человек не справляется, он не видит своего места в ней. Не без оснований один исследователь говорил, что курение – это попытка человека снова стать безмятежным младенцем, сосущим мамину грудь. И это присасывание к сигарете – намерение впасть в счастливое раннее детство.

Но побег с помощью алкоголя, наркотиков или сигарет в выдуманный иллюзорный мир оборачивается рабством и физиологической зависимостью.

Потому, мне кажется, человек, страдающий наркологическими болезнями (алкоголизм, наркомания, курение), должен проанализировать свою жизнь. Как писал один поэт: «Но если себе я не задал вопрос, откуда узнаю ответ?» Поэтому человек должен задать себе правильные вопросы: «Зачем я живу?», «Чего я хочу от жизни?», «Как я могу этого добиться?» Сердечные внутренние ответы на эти вопросы разрешат главную духовную проблему зависимости, а потом можно уже начинать лечить и физиологическую сторону.

И, конечно, нужно желание самого человека. Без него ничего не получится. Можно больного поместить в клинику, прокапать, пролечить, но он снова сорвется, потому что так хочет. Желание вылечиться – это уже полдела.

Важно также осознать болезнь. Грубо говоря, встать с кровати, посмотреть в зеркало и сказать самому себе, искренне признаться: «Да, я алкоголик. Я болен. Мне нужна помощь».

Самое же действенное средство в борьбе с алко- и наркострастями – это вера в Бога. Если человек увидит красоту Православия, начнет участвовать в богослужениях, в жизни прихода по своим силам, поисповедуется в своем этом грехе и других, причастится Святых Христовых Таин, то Господь обязательно его исцелит.  Да, это будет трудная и упорная  борьба. Быть может, длительная и исцеление произойдет не сразу. Возможно, будут и падения. Но ничего: упал, поисповедовался и без оглядки дальше иди по пути спасения.

Вспомним, дорогие братья и сестры, слова святого первоверховного апостола Павла: «…дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Примерно об этом же пишет и преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань». Святой говорит о том, что у каждого человека есть главная страсть, победив с Божьей помощью которую, можно победить и остальные.

Потому, уважаемые читатели,  нужно сказать, что у каждого из нас есть своя тяжелая укорененная страсть, к которой прилагается бес. У кого-то – это алкголизм, у кого-то блуд, у кого-то сребролюбие, у кого-то чревоугодие и т. д. И война с этой страстью может продолжаться десятилетия, до конца жизни, до самой смерти. Но главное не попустительствовать ей, не ужиться с нею, не тонуть в ней. Это гибельный путь.

Мы же должны, как советует нам божественный Павел, стать, приняв всеоружие Божие: «…препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите,  и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:14–17). Возьмем же всеоружие Божие и выступим на брань с врагами – грехами да диаволом, на главную битву нашей жизни.

И первый шажочек к этому – поверить, что Бог есть, Он любит нас и несет каждого по жизни на руках. Нужно только отложить своеволие, сказать эти великие и святые слова из молитвы Господней «Да будет воля Твоя» и предаться Его святой воле, Его Промыслу и попечению о нас, грешных. Он выведет нас к чистым райским озерам. Будем помнить, братья и сестры, что многие великие святые были сначала великими грешниками. К примеру, вышеупомянутые, апостол Павел, святой равноапостольный князь Владимир или преподобная Мария Египетская. Но им хватило духу измениться. Кардинальным образом развернуть свою жизнь.

Почему это с ними произошло?

Потому что они любили Бога, любили Его, даже когда тонули в грехах. Как говорится, «одной рукой грешили, а другой крестились». Но все же продолжали упорно искать Господа. Вспомним обращение Савла, ревностного фарисея, искавшего ответы в Священных Книгах Ветхого Завета и у лучших законоучителей того времени; вспомним святого равноапостольного великого князя Владимира и его религиозные дебаты и посольства в Константинополь; вспомним дикое грешное, но все же паломничество преподобной Марии Египетской в Иерусалим, которое увенчалось святостью.

Нужно только захотеть отыскать Бога, а Он поспешит к нам навстречу, как любящий отец к блудному сыну. Он уже склонился над нами – ранеными, страдающими, больными, как милосердный самарянин. Он готов восстановить нашу девственную чистоту души, нашу утраченную невинность. Лишь бы мы сами захотели того.

Потому, конечно же, главные вопросы, которые должен задать себе человек, желающий исцелиться от той или иной страсти: «Как отыскать путь к Тебе, Боже?» и «Как научиться исполнять Твою волю?»

И это станет началом трудного непростого, но великого, прекрасного и спасительного пути. Началом личного воскресения-исцеления…

Иерей Андрей Чиженко 

Теги

Теги: 

Опубликовано: пт, 23/09/2016 - 16:45

Статистика

Всего просмотров 789

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle