Грех против ближнего – это восстание против Бога

Беседа на апостольское чтение Недели мясопустной.

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:8–9). Такими словами начинается апостольское чтение Недели мясопустной. По мнению апостола Павла, наша свобода способна послужить «соблазном для немощных». Как это может быть?

Однажды мы договорились увидеться с одним человеком, чтобы поговорить о христианстве. Он был верующий, но еще не совсем воцерковленный. Мы встретились в кафе. Из еды я заказал себе макароны с котлетой. Во время разговора я заметил, что собеседник с каким-то беспокойством посматривает на мою котлету. Оказалось, он вегетарианец. Возникла довольно плохая в миссионерском плане ситуация: я рассуждаю о духовности и в это время кушаю мясо, а он не воспринимает мои слова, потому что для него употребление мяса в пищу является грехом. Разговора, можно сказать, не получилось – и большей частью из-за котлеты. Вот именно тот случай, когда наша свобода становится соблазном для немощных.

Или, скажем, какой-то человек постится перед Причастием три дня и причащается два раза в месяц, а кому-то духовник разрешил приобщаться каждую неделю без дополнительного поста. Тот, который причащается каждую неделю без поста, не должен ставить это на вид тому, кто причащается реже и с постом, потому что у того другая мера. Когда созреет, тогда сам придет к такому распорядку, если получит благословение духовника. У каждого своя история, и никогда не может быть одной дисциплины для всех, ибо всякий человек – это частный случай, и мы не знаем, что для кого бывает лучше.

Ошибки в подобных ситуациях могут очень дорого нам стоить. Апостол Павел делает очень серьезные выводы из всей этой темы. «И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1 Кор. 8:11–12).

Думаем ли мы, братья и сестры, когда согрешаем против наших близких, что грешим против Христа? Мы привыкли делить грехи на те, что против Бога, и те, что против человека. Но по сути своей всякий грех против ближнего есть восстание против Бога. Каждый человек носит в себе образ Божий, и за всех людей умер Христос. Поэтому и говорили святые отцы: кто видел брата своего, видел Бога своего. И еще: в ближнем вашем спасение ваше и погибель ваша.

Поэтому и писал Иоанн Богослов: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Итак, кто не любит брата, тот не любит Бога. Следовательно, кто ненавидит брата, ненавидит и Бога. Эта мысль может шокировать, но она вполне библейская. Заглянем внутрь себя, братья и сестры, и проверим, нет ли в нас ненависти к кому-нибудь. К правительству, «москалям», националистам, «сепаратистам», раскольникам, евреям, сектантам или еще кому-нибудь. Если есть ненависть к людям – значит мы ненавидим Бога. Грех против человека есть грех против Бога. Лично против Него! Потому что всякий человек есть создание Божие и раб Божий, хоть иногда и беглый раб. А делать зло чужому рабу значит восставать на господина его.

Да поможет Господь нам, готовящимся к Великому посту, оставить всякую ненависть и злобу за порогом Святой Четыредесятницы, простить всем, чтобы простилось и нам, оставить гнев, чтобы не вызвать гнев Божий, никого не укорять и не осуждать, чтобы и нам «быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными» (Флп. 2:15), бояться согрешить не только против Бога, но и против ближнего, ибо восстающий на человека восстает против Бога. Эта мысль пусть будет нам темой для размышления в сегодняшний воскресный день и некоторой подготовкой души к будущему великопостному странствию.

Сергей Комаров

Социальные комментарии Cackle