Эпидемия психических расстройств, или Почему убили священника Павла Адельгейма

В августе 2013 года общественность потрясла новость о жестоком убийстве православного священника Павла Адельгейма. Стало известно, что семидесятипятилетнего батюшку убил психически больной молодой человек, которого он приютил у себя в доме и духовно окормлял.

Мать страждущего привезла его к о. Павлу в состоянии шизофренического психоза в надежде, что священник поможет ее сыну. Вскоре у больного развился бред воздействия. Нанеся ножевые ранения в область сердца, он убил священника. При задержании молодой человек пытался покончить с собой, кричал, что убить священнослужителя ему приказал сатана. Психолого-психиатрическая экспертиза установила, что нападавший в момент совершения преступления находился в состоянии психического расстройства, исключающего вменяемость. Решением суда он был направлен на принудительное лечение.

О многих сложных и неудобных вопросах легче молчать и делать вид, что это не ко мне, меня это не касается. В нашей стране, как и во всем мире, эпидемия психических расстройств становится все более очевидной. Это не скрывается и признано официально: например, по данным Всемирной Организации Здравоохранения в скором времени они могут стать одной из основных причин потери трудоспособности.

За последние 20-30 лет были сделаны колоссальные успехи в обнаружении причин, диагностике и лечении душевных расстройств. Выявлены генетические причины, механизмы развития, особенности измененного обмена веществ в головном мозге; диагностика пополнились высокотехнологичными методами; на смену лечебным препаратам, обладавшим плохой переносимостью и множеством побочных действий, пришли современные, более эффективные, быстродействующие, лечение стало комфортным и безопасным. Однако об этом не всегда известно как многим страждущим и их родственникам, так и тем, к кому они изначально обращаются за помощью. Все, что касается психических расстройств, для большинства людей остается малопонятным, устрашающим, постыдным и вызывающим ощущение обреченности.

Очень часто именно священник становится первым, к кому обращается верующий человек, ощутивший ухудшение своего душевного состояния. Это происходит естественно, но во многих случаях приводит к катастрофе. Без необходимого комплексного лечения болезнь усугубляется, и к врачу человек попадает уже на поздних этапах болезни.

Например, прихожанин годами говорит на исповеди о всё большей холодности к близким, замкнутости, постоянных сомнениях, невозможности принимать решения, измененном сознании («то голова пустая, то мыслей много, они как поток, то друг друга комментируют, то обрываются, и т.д.»). Участие в таинствах не приносит ощутимого облегчения. Только через несколько лет он попадает к врачу. Чаще непосредственным поводом для обращения становится уже явный психический «сбой»: отсутствие сна, аппетита, невозможность продолжать трудовую деятельность, и т.д.

Также неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что священники отменяли назначенное врачами лечение, и это имело угрожающие жизни последствия.

Так, желая помочь одной девушке, с детства страдающей эпилепсией, священник благословил ей перестать принимать все противосудорожные препараты, обнадежил родителей, что участие болящей в молебнах будет благотворным. Вскоре у нее развились многократно повторяющиеся тяжелейшие эпилептические приступы, в связи с угрожающим жизни состоянием машиной скорой помощи она была доставлена в реанимационное отделение. Ее жизнь удалось спасти.

Какие трагические последствия могли быть у этой ужасной ошибки, как она могли повлиять на отношение к православным священнослужителям и к Православию вообще – очевидно.

Налаживая взаимодействие священнослужителей и врачей-психиатров, я встречаю среди братьев-священников самые различные мнения на тему психических расстройств. В качестве примера приведу два имевших место высказывания по этому вопросу:

- "Прихожанин говорит мне: бесы, бесы. Я ему отвечаю, что у него это не бесы, это галлюцинации, нужна помощь врача".

- "Мы к врачам не направляем! Шизофрению таблеткой не вылечишь!"

Социальная концепция, официально отображающая позицию Украинской Православной Церкви, содержит ряд очень важных и однозначных суждений о душевных расстройствах, которыми мы не имеем права пренебрегать.

«XI. 5. Церква розглядає психічні захворювання як один з проявів загального гріховного ушкодження людської природи. Виділяючи в особистісній структурі духовний, душевний і тілесний рівні її організації, святі отці розрізняли хвороби, які виникли «від єства», та недуги, спричинені бісівським впливом або пристрастями, яким підкорилася людина. Згідно з цим поглядом, однаково неприйнятними є як зведення всіх психічних захворювань до проявів одержимості, що тягне за собою необгрунтоване здійснення чину вигнання злих духів, так і спроба лікування будь-яких духовних розладів тільки клінічними методами. У галузі психотерапії найбільш плідним є поєднання пастирської та лікарської допомоги душевнохворим при належному розрізненні сфер компетенції лікаря й священика. Психічна хвороба не принижує гідності людини. Церква свідчить, що і душевнохворий є носієм образу Божого, залишаючись нашим ближнім, який потребує співчуття й допомоги. Морально неприпустимі психотерапевтичні підходи, засновані на пригніченні особи хворого та приниженні його гідності. Окультні методики впливу на психіку, які іноді маскуються під наукову психотерапію, категорично неприйнятні для Православ'я. В окремих випадках лікування душевнохворих вимагає застосування як ізоляції, так і інших форм примусу. Проте при виборі форм медичного втручання слід виходити з принципу найменшого обмеження свободи пацієнта».

Именно это сотрудничество священников и врачей-психиатров – крайне необходимая потребность.

В сложившейся ситуации священник должен владеть основами психодиагностики: уметь распознать тяжелые, наиболее распространенные психические расстройства и неотложные угрожающие жизни состояния. Во время обучения психологии в духовных учебных заведениях этот навык не приобретается.

Таким образом, существует потребность в проведении лекций, семинаров по психопатологии, пастырской психиатрии.

Священнику также необходимо познакомиться с практикующими врачами-психиатрами – желательно, исповедующими Православие, – которым он сможет доверить страждущего.

Пастырское душепопечение страждущих душевными расстройствами особенно непросто, но все мы знаем, как часто они приходят именно в храм, с верой, что в доме Божием получат понимание, поддержку и помощь. Мы не имеем права пренебрегать ими. В чем да укрепит и вразумит нас Господь.

 

Об авторе:

Священник Алексей Денисов, практикующий врач-психиатр, нарколог.

С 2009 г. оказывает амбулаторную и стационарную помощь страждущим психическими и поведенческими расстройствами. В 2016 г. рукоположен в сан диакона, затем – священника. Совмещает пастырское и врачебное служение.

В 2009 г. окончил медицинский факультет Харьковского национального университета, в 2011 г. – интернатуру по психиатрии в Харьковской медицинской академии последипломного образования врачей, затем прошел специализацию по наркологии во Львовском национальном медицинском университете. Повышая квалификацию, проходил обучение на кафедрах наркологии, психиатрии, психотерапии ХМАПО.

Духовное образование получил с 2007 г. по 2011 г. в Харьковской духовной семинарии. 

Опубликовано: пн, 18/07/2016 - 17:00

Статистика

Всего просмотров 215

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle