Духовный игумен – божественное пламя, освещающее, очищающее и согревающее

Наставление преподобного Татула своему ученику Фоме.

Преподобные Варόс (Уар) и его младший брат Татýл родились в первой половине V в. и были учениками великих просветителей армянского народа – преподобного Месропа Маштоца (360–440), автора армянского алфавита, и Предстоятеля Армянской Церкви святителя Исаака Великого (387–436). Оба брата сначала подвизались вместе в пустынных местах области Габехян (окрестности г. Карс), но впоследствии для наибольшего уединения Варос отделился от брата. Через некоторое время охотники обнаружили место пребывания св. Татула, и к нему стали притекать ученики, жаждущие монашеской жизни. Вскоре около аскетической хижины преподобного был воздвигнут монастырь. Преподобный Татул, видя духовное преуспеяние своего ближайшего ученика Фомы, назначил его своим преемником, а сам удалился в пустынь. Сохранилось духовное завещание преподобного Татула своему ученику Фоме – уникальный памятник монашеских кругов Армении V века. Простые по форме, глубокие по содержанию наставления преподобного Татула не потеряли своей ценности и в наши дни. Русский перевод древнеармянского оригинала сделан нами по изданию: «Преподобный отец Татул назначил игуменом своего монастыря ученика своего Фому и передал ему, как наставление, сии слова» / Соперк Айкаканк, т. 11, Венеция, 1854, с. 52–59 .

Чадо мое Фома! Сегодня Св. Дух призвал тебя на игуменство братии твоей. Итак, по подобию Отца Небесного, будь долготерпеливым и милосердным, чтоб ты смог принести пользу братии твоей и принять венец от Христа. Каково твое призвание по имени (игумена), таким будь и по делам твоим. Послушай св. апостола Павла (который), поучая своих учеников, говорил, что он скорбел болезнью каждого и, словно пламенем, горел горькой и горестной скорбью (ср. Деян. 20:31; 2 Кор. 2:4).

Ты ученик Небесного Отца, будь же подобен Ему. Ты (всех) общий отец, не переставай же делать (добро). Покажи себя примером всякого благообразия для братии. Поучай (евангельским) учением, утешай с любовью, ухаживай с надеждой.

Свидетельством наставника является (его) дело, а (свидетельством) игумена – его твердость. Стой крепко, но будь долготерпелив ко всем ошибкам братии – словом или же делом. Однако отнюдь не терпи тех, кто служит своей воле, ибо таковые чужды тела Христова и пришли в монастырь не для дела Божия.

Чадо, чего требуешь от братии, то исполняй сам. Говори мало, делай много. Вместо проповеди покажи твои дела.

Игумен – родитель и целитель, а заболевший жаждет любви и здоровья. Чадо, если кто ошибается, и то – не по привычке, того не наказывай.

Монахов помоложе упражняй послушанием и трудом, а постарше – псалмопением, рукоделием,  а также словами назидания к молодым.

Духовный игумен – божественное пламя, освещающее, очищающее и согревающее: тлетворный порок опаляет, влагу иссушает, монашеским собранием испытует, братию, как золото, очищенное в горниле, беспорочной святостью посвящает Богу, а сам царствует над десятью городами (ср. Лк. 19:17). 

Монахи не должны есть мясо и пить вино, но да вкушают те, кто нуждается (по здоровью). Ослабь каждодневное правило для тех, кто впал в болезнь и в соответствии с нуждой увеличь подходящую заботу.

Не терпи того лишнего, чего не пристало нам. Дόлжно по силе воздерживаться, молиться с надеждой, трудиться с верой, вкушать с благодарностью.

Чадо, проклятие да не исходит из уст твоих.

Братия да не спит на одном и  том же ложе, даже если это родные братья или отец и сын.

Тот, кто зол в мыслях своих (на кого-то), не должен ни молиться, ни вкушать пищу, ни спать.

Если кто поклянется, чего нам непозволительно, на время да останется без Причастия.

К наставлению не примешивай гнева, дабы брат, впадший в ошибку, не захлебнулся в гневе назидания.

Боголюбец как врага остерегается своих помыслов и своей воли.

Чадо, восходя на ложе сна, считай, что сходишь в могилу. Отгоняй от себя помыслы и слова, обращенные к суетным вещам. Пригвозди себя к страху Божию и помышляй о страхе Суда. Засыпай со страхом (Божиим), проснувшись же, благослови Бога и благодари Его, что Он сохранил тебя от любящего тьму ночного лукавого. Поспеши на место молитвы, трижды и более поклонись и потом, встав на колени и положив лице на землю, попроси себе помощи Божией и далее начни читать установленные псалмы. Умоли Бога открыть твои уста и  глаголать то, что угодно Богу.

Не замутняй помыслов сердца твоего. Не преумножай словес твоих. Не распускай рук твоих. Не обращайся на запад (т. е. к диаволу. – Прим. пер.), сие воспрещено тебе! Не утучняй око свое рассматриванием вокруг себя. Все чувства твои вооружи, укрепив твердым мужеством. Но и всю братию укрепи мужеством, (ибо) крепка наша брань и увенчиваются (лишь) те, которые побеждают. Слабые же и немужественные не борются, не побеждают и не увенчиваются.

Чадо, с братией не обращайся властно и не требуй от братии того, чего не сможешь выполнить сам.

По делам (в мир) никого в одиночку не посылай, но двоих, ибо горе тому, кто одинок в пути: если он споткнется, то кто поднимет его? С одиноким приключается много бед.

Брат, духовно недугующий, хоть и понадобится ему многое врачевание,  запрети ему лишь причащаться, во всем же остальном да остается с братией: благоговейный более образумляется от любви, нежели от наказания.

Одежду носи, какая попадется, а мерой да будет то, что покрывает нужду.

Чего требуешь от (всей) братии, то же самое определи и для старцев, дабы не лишиться тебе небесных даров, потакая своей воле.

Во время Литургии и вечерних молитв руки твои да будут праздны от работы.

Трудящийся с благодарностью достоин Св. Таинства (Евхаристии), а ропщущие – отнюдь.

Чадо, если брат твой проявит непослушание к тебе, не будь беспечен к его погибели. Потерпи его злой нрав и ненавистные дела, подобно тому как простая душа твоя состраждет плоти твоей. Не довольствуйся лишь терпением, но протяни ему руку (помощи) и постарайся поднять его, во время же молитвы восплачь о нем.

Верую, что Дух Святый, умноживший в апостолах благодать Свою, и на тебя излиет (благодать), дабы и ты сотворил дело Божие. Мы пребываем недалеко друг от друга и всегда видимся, а Бог видит и нас, и всю братию. Если увидишь в себе какой-либо недостаток, восполни то послушанием, ибо ведает Господь путь правый. Ступай же, и Господь да будет с тобой. Все то, что сказал я тебе, чадо, заканчиваю кратко: любовь и долготерпение соделай своей природой, страх же Божий – своим сотрудником, и тогда с легкостью исполнишь все добродетели. 

Перевод и изображение прп. Татула и Фомы Геворга Казаряна

Социальные комментарии Cackle