Что мешает фарисею стать мытарем

Основанием христианской жизни является смирение.
Без смирения никакая угодная Богу жизнь невозможна.
Вспомним из Ветхого Завета двух братьев, приносящих жертву Богу.

Жертва и молитва близки к Богу. Фарисей был верующим, он не убивал мытаря, как убил Каин брата своего. Но фарисей сформулировал для себя кредо, что мытарь – это изгой, ничтожество, подонок, лежащий на обочине жизни.

«Кто ненавидит брата своего, тот убийца», – свидетельствует нам Нагорная проповедь Христа. Христос и Сам шел на трапезу в дом Закхея-мытаря.

Религиозная гордыня – самая мерзкая: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а уничижающий себя возвысится» (Мф. 23:12).

Гордыня и самоуверенность фарисея очевидны, он не сомневается в своем спасении. Он подобен современным сектантам, которые «уже спасены». Это необоснованная самонадеянность. Именно в непреложности своего спасения был так уверен фарисей. Он «забыл», что спасение – это труд всей нашей жизни.

Когда мы склонны осудить других людей, то столь же активно судят и нас. «Всяк за всякого виноват», – говорил старец Зосима у Ф. М. Достоевского.

Когда-то один крупный чиновник, ночь просидевший за картами, обильной закуской и сплетнями с приятелями, утром должен был принимать посетителей. На рассвете в полуобморочном состоянии он выглянул в окно и увидел первого посетителя. «Слушай! Кто это за окном? И как давно он меня ждет? – закричал испуганно он жене. – Да и каков нахал: небрит, опухшее лицо, как с попойки, синяки под глазами, мятая сорочка. Фу, какой же мерзкий тип! Я его сейчас же выставлю».  «Угомонись, – ответила жена, – это вовсе не окно, а зеркало».

Посему, если мы увидели чужие грехи, то всего лишь посмотрели в зеркало…

В храме один считал себя праведником, а другой – осознающим свою нужду в исцелении от греха. Гордыня – самая неизлечимая болезнь. Господь говорит: «Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп и наг… глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:18).

Гордыня дает нам урок и через историю ап. Петра: «Если и все соблазнятся, но не я» (ср. слова фарисея: «Не таков, как прочие люди»). И самонадеянность Петра Христос лечил вопросом: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» И так до трех раз… «Люблю, Господи. Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Петр горько каялся и смирялся. «Паси агнцев Моих».

Необходимо избегать всего, что расчесывает гнойник нашей гордыни, делает нас эгоцентричными и самонадеянными.

Смирение, как источник водный, ищет самого низкого положения в почве – оттого так желанна родниковая вода в жаркий зной…
Когда Моисей спрятался в расщелину скалы – то увидел Славу Божию…
Когда Магдалина смирилась и пролила на стопы Спасителя слезы – простились многие грехи ее…
Когда царь Давид смирился с волей Бога за свой личный грех – то написал 50-й псалом «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей…»

Самая смиренная под небом из существующего – это земля, по-еврейски «юмус». Мы ее топчем ногами, раним плугом и лопатой, она принимает и снег, и дождь, и навоз – но она, попираемая нами, дарит нам и хлеб и виноград…

Первым грехом во Вселенной была гордыня: не блуд, не убийство, не кража, а гордыня. Гордыня – это отсутствие смирения. Христос же сказал: «…Ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

В Ветхом Завете в книге 2 Пар.7:14 читаем: «И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, прощу грехи их…»

Гордыня – это исконное и первоначальное зло, самая древняя, глубокая и смертоносная страсть. Кто из нас какой отмечен метой? Ведь верно и другое: если в душе есть смирение, то других добродетелей не надо, можно спастись без них. Святые отцы утверждали, что как одна только гордыня низвергла херувима с неба, так и одно смирение без других добродетелей может возвести на небо.

Смирение есть одеяние Божества, совершенство Самого Господа – поэтому делает нас причастниками Божественных совершенств. Святитель Тихон Задонский говорит: «Как влага сходит с гор на низкие места, так и Благодать от Бога нисходит только в смиренные души. Когда же Бог приходит Своей Благодатью в душу человека, то Он дает душе неизреченные дары и совершенства, о которых человек горделивый не знает и даже не предполагает, что эти дары существуют».

Св. Амвросий Оптинский пишет: «Смиряйся, и все дела Твои сразу пойдут».

Состояние ума, которому усвоились смиренные мысли, называется смиренномудрием. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный из Евангелия».

Согласно наставлениям святых отцов, смиренномудрие достигается памятованием своих прежних грехов, особенно тех, которые человек совершал до своего воцерковления. Многие из нас пришли в Церковь уже в зрелом возрасте, прожив значительную часть жизни по-язычески. Хотя грехи давно исповеданы, но их нельзя забывать, чтобы стяжать смиренномудрие.

Дьявол обычно похищает памятование о прошлых грехах, как похищает и само Слово Божие из умов наших, делая нас рассеянными и невнимательными. Спросите после литургии, какое Евангелие читалось на службе – далеко не каждый сразу ответит на этот вопрос, хотя стоял на службе и все слышал. Я уже не говорю об Апостольском Послании, читаемом перед Евангелием.

«Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», – так учит молиться нас святая Церковь.

Святой Исаак Сирин говорит: «Восчувствовавший свои грехи лучше того, кто молитвой своей воскрешает мертвых. И кто один час провел воздыхая о душе своей, тот лучше доставляющего пользу всему миру своим лицезрением. И кто сподобился увидеть себя самого, тот лучше сподобившегося видеть Ангелов».

По слову старца Паисия: «Человек должен познать себя таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким представляет его в собственных глазах дьявол. Поэтому надо видеть свою духовную немощь, свою поврежденность».

«Господи, дай мне видеть мои прегрешения и не осуждати брата моего…» – снова и снова повторяем мы из Покаянного канона.
Господи, дай нам силы и ума стоять в истине! Да будет, Боже, по слову Твоему!

               А у нас в четверг зацвел терновник
               После проливных ночных дождей.
               И пружиной сжался мир огромный
               До Сионской горницы Твоей.

               Будто снова на Твоей Вечере
               Хлеб преломлен для меня Тобой,
               Также все спасительно безмерен,
               Также полон тайны вековой.

               Кто из нас какой отмечен метой?
               Сохрани мя, Боже, и спаси.
               Чашу с Кровью Нового Завета
               Мимо губ моих не пронеси.

               Чтоб глубокой Гефсиманской ночью
               Я услышал сквозь века и тьму,
               Все Тебе возможно, Авва Отче,
               Будет пусть по слову Твоему!
                                                                    И. П.

Проповедь, произнесенная 21 февраля 2016 года
в Академическом храме проф. Чернышевым В. М.

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle