Чего Бог ждет от нас?
Беседа на апостольское чтение Недели перед Богоявлением.
Всем нам известен такой древний литературный жанр, как эпитафия. Это изречение, начертанное на могильной плите в память о покойном. На любом кладбище можно увидеть множество таких эпитафий. Большей частью они банальные, а то и глупые, из некоторых сатирики даже составляют юмористические главы в своих книгах. Но иногда встречаются глубокие, назидательные эпитафии. Таковые, например, можно увидеть на надгробиях монастырских кладбищ.
На Святой Горе Афон существует особая традиция, связанная с эпитафиями. Умершего монаха хоронят, а через несколько лет разрывают могилу и осматривают кости. Если останки темного цвета или же тело разложилось не до конца, могилу снова закапывают и продолжают молитву об усопшем. Если же кости белые и чистые, их кладут в монастырскую костницу. На черепе монаха пишут его имя, послушание, годы жизни, а также иногда прибавляют какую-то назидательную мысль – своего рода эпитафию. Один из афонских паломников рассказывал, как он увидел в костнице череп с надписью: «Когда-то я был таким, как ты. Скоро ты будешь таким, как я...»
Сегодня мы прочитаем из Апостола стихи, которые любой христианин наверняка хотел бы увидеть эпитафией на своей будущей надгробной плите – в том смысле, что каждый из нас желал бы прожить жизнь так, чтоб оказаться достойным таких стихов. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7–8).
Апостол Павел пишет ученику Тимофею, предчувствуя свою близкую кончину. Если бы мы имели могилу Павла, то на надгробной плите вполне могли начертать эти слова. Он действительно заслужил их.
Как хорошо, когда человек искренне говорит: «Я сделал все, что мог, и знаю, что Господь готовит мне награду». Что же сделал Павел? Он совершил свой апостольский подвиг, скажет любой из нас. Мы так привычно произносим эту фразу, мало задумываясь о том, что значит: апостольский подвиг. Но за этими словами стоит настолько масштабный труд, что невозможно представить, как его мог осилить один человек.
Прежде всего бесконечные апостольские путешествия. Разъезды в то время были вообще очень трудны, ведь самолетов и поездов не было. В любом городе приходилось найти возможность законно проповедовать, преодолев все препятствия к этому жанру, и внутренние и внешние. Внутренние – это прежние верования и предрассудки, внешние – деятельное противление благовествованию. Не так трудно было приобрести учеников, как удержать их и обучить. В Новом Завете мы находим Послания апостолов, которые написаны к христианским общинам, имеющим не только духовно-нравственные недостатки, но часто и искаженное понимание апостольского вероучения.
Труднейшей задачей было удержать и воспитать учеников, но Павел сделал и это. Кроме того, он всегда терпел скорби и гонения за свое апостольство, а в конце дней принял мученическую смерть за Христа. Так апостол выполнил то, что Господь ожидал от него, и таким образом спасся.
Мы с вами тоже должны сделать то, чего Бог ждет от нас. О чем речь? Конечно, человеку необходимо уверовать во Христа, сердцем принять Евангелие и войти в Церковь. Что еще? Согласно евангельской притче о талантах, каждому из нас следует увидеть в себе те таланты, которые дал нам Господь, и использовать их в служении Богу и ближним. Талант – это то, что у меня получается и к чему есть склонность. По толкованию святителя Филарета Московского, таланты в каждом человеке можно разделить, условно говоря, на два типа: благодатные и естественные.
Благодатные таланты в человеке есть «благопотребные дары благодати Господней, укрепляющей его в жизни духовной, врачующей его душевные и телесные недуги, освящающей его семейную жизнь, благословляющей все его добрые начинания» [1]. Сюда мы также отнесем наиболее подходящие для христианина и предусмотренные для него Богом пути стяжания благодати – склонность к добродетелям, от которых он получает больше духовной пользы. Об этом говорил преподобный Серафим Саровский в знаменитой беседе «О цели христианской жизни»: «Дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите».
Здесь у каждого своя дорога. Может, кто-то трудится для Церкви своими руками и чувствует, что ему так хорошо и Бог дает благодать. Кто-то уходит в монахи или становится церковным проповедником, писателем. Главное – почувствовать свой путь и идти по нему.
Таланты же естественные суть «разные средства и способы служить Богу и ближнему, кто – способностями и природными дарованиями, умом, наукой, искусством, житейской и духовной опытностью, кто – средствами денежными и др.» [2]. Сюда мы отнесем расположенность человека к какому-то ремеслу для добывания хлеба насущного. Выучиться что-то делать хорошо для ближних очень важно. Замечательно, если мирскую профессию верующий также может употребить на благо Церкви. Например, ты программист? Сделай православный сайт во славу Божию. Это будет твоя лепта Господу. Ты плотник? Попробуй вырезать красивый киот для иконы. Получается шить? Научись шить или чинить церковные облачения.
А если не выходит своей профессией послужить Церкви? Если я сижу с паяльником на заводе с утра до вечера? Что ж, тогда отдавай Богу из других своих имений. Дари Ему свою любовь! Напоминанием о любви заканчивается наш сегодняшний стих: «готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Здесь утверждается важнейшая в христианстве истина: верующий обязан трудиться, но цель христианской жизни – не дела сами по себе, а происходящая от них смиренная любовь к Богу и ближним. Как об этом и говорит преподобный Серафим: «Цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого». А любовь ведь и дается Духом Святым. И все настоящие подвиги делаются силой любви.
Итак, братья и сестры, даже если нам кажется, что мы совсем ничего не умеем или нам нечего принести Всевышнему, это не так. У нас есть что отдать Богу! Пусть сегодняшний Апостол поможет нам задуматься, чего Бог ждет именно от нас?
Сергей Комаров
Примечания:
1. Святитель Филарет Московский, толкование на притчу о талантах (см. Мф. 25:14–30) // Эл. ресурс: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Propovedi_11/01097.htm
2. Там же.
Опубликовано: сб, 13/01/2018 - 00:09