Антихристианское наследие семьи Рерихов

Чем опасна пропаганда учения Рерихов? - рассуждет Валентина Новикова.

Современное издание учения живой этики. В основу Учения Живой Этики легли записи бесед семьи Рерихов с индийскими Духовными Учителями

«Планетарный» масштаб

В этом году Международное рериховское движение отметило 80-летие подписания Пакта Рериха, известного как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Однако для почитателей наследия  Рерихов этот юбилей  не просто возможность напомнить всему миру о том «планетарном» (как они считают) значении для мировой культуры этого документа, но и запустить очередной виток пропаганды религиозно-оккультного учения этой семьи. Также появится весомый повод для продолжения выяснения своих отношений с Православной церковью.

Еще в 1994 году после принятия решения Архиерейского Собора  РПЦ, констатировавшего факт отлучения от Православной Церкви последователей учения Рерихов Агни Йога, была поставлена окончательная точка в дискуссии между рериховцами и православными. Православная Церковь подтвердила, что  христианство не может быть совместимо с тем оккультным мировоззрением, которое  проповедуют адепты Живой этики.

Как известно, подобные церковные решения принимаются лишь в исключительных случаях и являются не актом наказания, а проявлением заботы о заблудших чадах, понуждая их подобным образом к покаянию и поиску духовного врачевания. Рериховцы же  усмотрели в этом для себя некое проявление дискриминации и еще с большим усердием принялись  доказывать свою «православность». 

Как всегда, в качестве аргументов приводят одни и те же доводы о том, что Н. Рерих очень много потрудился для Православия, основал иконописную мастерскую, расписывал православные храмы, создавал эскизы фресок, состоял в духовном общении со святым праведным отцом Иоанном Кронштадским (правда никто это не может подтвердить), а у Елены Рерих в любимых учителях всегда числились Ориген, св.Антоний Великий, преп. Сергий Радонежский. С еретиком Оригеном, конечно, все понятно: он высказывал предположение о предсуществовании души еще до рождения человека. Но ни Антоний Великий, ни Сергий Радонежский, равно как и тот же Ориген, никогда не учили о Христе так, как учат о нем рериховцы. 

«Давайте жить дружно»

Вообще многолетний диалог между христианами и последователями учения Рерихов напоминает всем известный детский мультфильм про кота Леопольда. С точки зрения рериховцев, они как  добрый и наивный кот Леопольд все время призывают православных «жить дружно», а те (т.е., православные) подобно мышам  в ответ совершают какие-то пакости, не желая жить в мире и дружить. Однако для примирения должны быть какие-то основания. Может ли таким основанием стать  культура, об объединяющем значении которой повсюду вещают рериховцы? Очевидно, что нет, потому что расхождения между Православием и Живой этикой следует искать  не в плоскости культуры, а в плоскости догматики. И рериховцы прекрасно это знают.

Стоит отметить, что Православная Церковь и христиане никогда не отрицали ни той, несомненно, важной деятельности семьи Рерихов, направленной на сохранение культурно-исторических ценностей, ни значения художественного творчества Н.К. Рериха для мировой культуры. Но истинно православный человек никогда не сможет примириться с той религиозной системой взглядов, которую пропагандирует рериховское сообщество, невзирая на все его заверения о своей принадлежности к христианству. 

Н. К. Рерих Будда-победитель. 1925 год. Международный центр-музей им. Н.К. Рериха. Москва

Мифическое  «руководство» 

Еще с юных лет Николай Рерих и его жена Елена были настроены на несколько необычное восприятие мира, изучали теософию, интересовались  оккультными и восточными учениями. Вся их жизнь, подобно жизни Е.П. Блаватской - основательницы теософии, проходила под «руководством»  неких мифических высокодуховных учителей Махатм, обитающих  в таинственном месте  Шамбала, где происходит связь физического и духовного миров. Согласно утверждениям Рерихов, учителя Шамбалы – Белые Братья, являются тайными правителями Земли, которые постоянно направляют эволюцию человечества через своих избранных представителей. В 1920 году один из  Махатм якобы  встретил в Лондоне чету Рерихов и вступил с ними  в духовный контакт, в результате которого и появилась Живая этика, квалифицируемая сегодня специалистами как оккультно-мистическое синкретическое учение. Связь Рерихов со своим мифическим духовным руководителем повлияла не только на создании Агни Йоги, но и меняла политические взгляды  супругов в течение жизни.

Буддизм-комунизм

Вначале  Николай и Елена Рерих не приняли Октябрьскую революцию и до 1919 года отзывались о  большевиках весьма негативно. Но в 1920 году после  встречи с Махатмой их жизненные устои резко изменились.   В 1926 году появилось монгольское издание «Общины» - одной из книг Агни Йоги, содержащее многочисленные  хвалебные упоминания  о  Ленине. Вот одна из самых известных фраз: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». Красный террор и бесчинства оправдывались некой  эволюционной целесообразностью, необходимой для построения нового типа отношений. В книге проводились параллели между коммунистической общиной и буддистской и пропагандировалась идея построения «Новой Страны» на основе объединения учения буддизма с коммунистической идеологий.  Эта бредовая идея, потерпевшая фиаско, до сих пор обыгрывается прокоммунистическим крылом  рериховского движения в лице Ассоциации «Мир через культуру». Параллельно с этим рериховцы продолжают активно ревизировать христианство и  реабилитировать  личность вождя мирового пролетариата на основе духовного наследия Рерихов. Правда, сильно подпортила репутацию Рерихов неприятная, многим известная история, связанная с письмом Махатм к советскому правительству, в котором полностью одобрялась  политика по упразднению Церкви как «рассадника лжи и суеверий». Впрочем, и этот конфуз рериховцы обернули в свою пользу. Неудачи с построением коммунизма в СССР они объясняют тем, что тогдашнее советское правительство не прислушалось к советам Махатм и пошло в дальнейшем по неверному пути, сойдя с  курса, который был намечен Лениным. Журналист и исследователь биографии Рерихов Олег Шишкин, проведя анализ архивных документов, пришел к выводу, что в Лондоне в 1920 году Рерихи встретились вовсе не с Махатмой, а со связным Коминтерна, и что цели их экспедиции в Центральную Азию были  не только научные. Молодое советское государство имело свои интересы в Тибете.

Н.К. Рерих. Экстаз. 1933 год. Аллахабадский муниципальный музей. Аллахабад, штат Уттар Прадеш. Индия

Игры с духами

Книги Агни Йоги, по утверждениям самой Елены Рерих, создавались в состоянии измененного сознания через яснослышание.  Учения Рерихов и теософия Е. Блаватской имеет одни и те же истоки – спиритизм. О своем увлечении спиритизмом свидетельствовали и сами Рерихи в  письмах к друзьям.  Во время спиритических сеансов человек вступает в процесс  духообщения и получает лишь отрицательный мистический опыт, вводящий человека в прелесть. Св. Писание налагает категорический запрет на такие действия: «Не должен находиться у тебя…прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…» (Втор. 18,10-12). Из писем  Елены Рерих известно, что она не только занималась спиритизмом, но и активно искусственно  провоцировала в себе мистические переживания, возбуждая нервные центры  с помощью различных методов. Одним из таких способов было использование «йогического порошка», содержащего мускус. Такая методика подготовки сознания для вступления в контакт с «небесными вестниками» напоминает  то, чем занимаются  ведьмы перед  сатанинскими шабашами, во время которых употреблялись  различные снадобья для вхождения в определенное экстатическое состояние. Впрочем, вся оккультная литература пронизана призывами о возбуждении в себе скрытых духовных центров. В противоположность   вся святоотеческая литература, опираясь на опыт известных христианских аскетов, строго  запрещает подобного рода попытки и эксперименты. Об одном таком случае, закончившемся сумасшествием, упоминает в письме к своему ученику епископ Феофан Затворник.

Н.К. Рерих. Агни Йога. Проект фрески. Диптих. Левая часть. 1928 год. Частное собрание США

«Закон кармы»

В основе рериховской концепции  мироздания лежит пантеистическое представление о Божестве – безликом Абсолюте, растворенном в Космосе: «Нет Божества вне Вселенной, - писала Е. Рерих следом за Блаватской.  Бога как Личности не существует: «… мы верим только в Материю, в Материю как видимую Природу, и Материю в ее незримости …» Материя и дух в учении Агни Йога определяются как одно и то же. В своем учении рериховцы  на место личного, живого, любящего  Бога-Творца ставят равнодушный и слепой «закон кармы», или закон причины и следствия, которому подчинен и сам Абсолют. Этот закон является, согласно Рерихам, залогом «божественности» в человеке. Соответственно,  человек – «бессмертная частица Божественного Я, вечно меняющая свои формы». Поскольку Абсолют не личность, то он «не может прощать грехи и воздавать по заслугам». Попросту говоря, каждый из нас создает сам себя и сам себе является богом. Христос в Живой этике - всего лишь Принцип, Он – «синоним нашего Высшего Я». И именно это высшее Я и совершает в каждом конкретном человеке искупление за личные грехи в целом ряде наших земных перевоплощений. Исторический Христос был послан Махатмами для просветления народов, как  в свое время был послан  Будда, и вовсе не был обещанным Мессией. Так что он не искупал грехи человечества крестной смертью, а лишь преподал пример праведной жизни. «Никто не может спасти другого», - уверяла Елена Рерих.

Что общего у света с тьмой?

Как известно, истинным творцом и создателем всего человечества в теософии выступает Сатана. Рерихи тоже не отступают от этого утверждения. В одном из своих писем Елена Рерих говорит, что Сатана освободил людей «от греха неведения, следовательно, от смерти», дав им познание добра и зла. Совершенно очевидно, что источником таких откровений, полностью перекручивающих христианскую сотериологию, мог быть только тот самый дух, которого оккультисты  возвели в ранг «благодетеля» человечества.  Один из таких духов, называющих себя Махатмой Кут Хуми, уверял  создателей Агни Йога в том, что он был раньше Христом, а еще сообщил Рерихам тайну, что Христос не воскресал в  теле, потому что полностью «приказом разложил свое тело на атомы». В своих дневниках и письмах Елена Рерих часто любила повторять, что «в христианстве я придерживаюсь веры первых отцов христианства». У кого из Отцов Церкви она почерпнула эти мысли остается загадкой. Впрочем, и тут рериховцы находят для себя объяснение таким нестыковкам. «Невежественные церковники» извратили учение Христа, а Евангелие не содержит всей полноты истинных знаний, необходимых человечеству для дальнейшего эволюционного развития.  Любой христианин, даже не очень богословски образованный, но знающий Символ веры, сопоставив основные христианские догматы с теми положениями учения, которые проповедуют и нынешние последователи Рерихов, несомненно скажет следом за Ап. Павлом: «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6,14). Примечательно, что учение, называющееся «Живая этика», не содержит фундаментальных  для любой этической системы понятия добра и зла как такового. Ведь все существующее  согласно рериховскому мировоззрению – иллюзия. Добро и зло рассматривается в нем сквозь призму эволюционного процесса и имеет относительный характер. Христианство исповедует,  что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1,15). Значит, зло противно Божественной Природе и не может быть Его проявлением в мире.  В учении Живой этики  зло –  одно из свойств Абсолюта, которое присутствует в нем потенциально, поскольку мир и Абсолют едины. В книгах Рерихов можно найти много  упоминаний о преподобном  Сергии Радонежском и том, как  сильно они его ценили и почитали. Объясняется такое «почитание» тем, что для Рерихов  и для нынешних их последователей преп. Сергий – представитель оккультной иерархии света.  И их нисколько не смущает тот  факт, что этот святой был основоположником того самого отшельнического монашества, против которого они выступают.

Эра заблуждения

В отличие от христиан, ожидающих Второго  пришествия Христа в силе и славе, Елена Рерих провозгласила Пришествие Владыки Майтрейи и наступления новой эры – эры пробуждения Духа и эры женщины – Матери Мира, когда будут стерты все границы между различными религиями  и будет существовать одно учение (судя по всему – теософия). Будут у этого учения (читай – религии) и свои храмы. В них  будут возносить и свои молитвы наподобие той, которую оставила своим последователям в книге «Огненный опыт» Е. Рерих: «Именем Христа, именем Будды, именем Майтрейи, именем Магомета, именем Соломона, именем Великих Учителей и  Пророков, именем Братства Земного и Небесного примите желаемое вами не во вред и убийство, но в постижение Света. Омываю дух Мой чудом подвига и молчанием. Приму Сияние Истины». Рериховцы активно работают для приближения этого времени. Вот уже готов для них и первый храм – часовня во имя преподобного Сергия Радонежского, который они возвели в прошлом году на территории своего центра в Новосибирске. Осталось дождаться Майтрейю.                          

Использованные источники:
1. Агни Йога. - В 3-х т. - Самара, 1992.
2. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. -  Ленинград, 1991.
3. Блаватская Е. Ключ к теософии. -  М., 2004.
4. Вандерхилл Э. Мистики 20-го века. -  М., 1996.
5. Карнацевич В.Л. 50 знаменитых сект. -  Харьков, 2004.
6.Диак. А. Кураев. Уроки сектоведения. -  СПб., 2002.
7.Письма Елены Рерих 1929-1938. -  В 2-х т. -  Минск, 1992.
8.Рерих Е.И. У порога нового мира. -  М., 1993.
9. Рыжов К.В.. Кто есть кто в мире религий. – К.: Изд. «Вече», 2005.

Теги

Социальные комментарии Cackle