7 чудотворных икон на киевских торжествах

Господь являет свое присутствие в нашем мире по-разному, в том числе и через материальные предметы. Одним из таких явных признаков божественного присутствия есть чудотворные иконы. Конечно, икона не может сама творить чудеса. И любая икона свята. Свята настолько, насколько она может передать Первообраз. Но некоторые иконы отмечены особыми случаями чудес, которые зафиксировало церковное предание. Такие иконы и называются чудотворными.
Чаще всего чудеса происходят по молитве перед той или иной иконой. Но бывает и так, что чудо посылается Богом либо в качестве вразумления, либо как укрепление верующим.
И вот ныне, в дни, когда Церковь будет отмечать 1000 лет со дня преставления Крестителя Руси Равноапостольного Великого Князя Владимира, 27-28 июля, для укрепления верующих Киев посетят семь святынь – семь чудотворных икон Пресвятой Богородицы.  Мы вкратце расскажем о каждой из них.

Почаевская икона


Икона известна с 1559 года. Тогда через Волынь проезжал один из иерархов Константинопольского Патриархата - митрополит Неофит, ездивший за сбором милостыни в Москву. На какое-то время он остановился в поместье Орля (недалеко от нынешнего Почаева), которым владела благочестивая вдова Анна Ерофеевна Гойская. Тронутый сердечным приемом, щедрыми пожертвованиями и благочестием Анны, митрополит подарил ей старинную икону Богородицы. Уже в ближайшие годы икона проявила чудодейственную силу. Тогда Анна Гойская завещала часть своих имений и чудотворный образ скромному монастырю у Почаевской горы (1597 год). Впрочем, завещание было исполнено не сразу и с этим связано одно из чудес от иконы, которая с тех пор стала именоваться Почаевской.
Внук и основной наследник Анны Гойской  шляхтич Андрей Фирлей довольно радикально исповедовал лютеранство. Он нарушил завещание Анны и вместо поддержки Почаевского монастыря разорил обитель и забрал образ Богородицы. А его жена во время попойки в пьяном угаре вырядилась в священнические облачения и стала хулить Богородицу и ее икону. Это закончилось беснованием, жена Фирлея мучилась до тех пор, пока ее муж не раскаялся и не вернул икону в Почаевскую обитель. С тех пор Почаевская икона не оставляет монастырь, со временем ставший Лаврой.
За все время, вплоть до наших дней, через Почаевскую икону было явлено множество чудес, которые не прекращаются и сейчас. Например, в 2001 году, во время пребывания в Москве, в свято-Даниловом монастыре было зафиксировано 42 явных чуда.

Святогорская икона


Нынешняя святыня Святогорской Лавры – Святогорская икона божьей Матери - это на самом деле уже второй чудотворный образ Святогорья. Древняя же Святогорская икона была утрачена в 1922 году после закрытия монастыря при советской власти. Вторая икона относится уже к XIX веку.  Как и в случае с Почаевским образом Богородицы, Святогорская икона – тоже дар.
Один благочестивый афонский монах, который посетил Святогорскую обитель в 1844 году, пожертвовал в дар собственноручно написанную им икону. Образ изначально хранился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви. В безбожное время образ сохранялся у благочестивых людей. В 1992 году сбереженную икону крестным ходом перенесли из города Славянска в Святогорский монастырь и поместили в Успенском соборе, где святыня пребывает и поныне.
Святогорская икона Богородицы известна многими чудесами, но более всего она прославилась случаями исцелений онкологических заболеваний и женского бесплодия. По старинной традиции, образ увешан приношениями благодарных людей, получивших по молитве помощь в своих нуждах.

Икона «Призри на смирение»


Это местная киевская святыня. Написала ее в XIX веке в академическом стиле схимонахиня Мария. Первое время образ находился, как и ныне, в Введенском монастыре. Но в послереволюционные годы икону приходилось скрывать от гонителей (в этом ее судьба сходна со Святогорской иконой). Именно к этому драматическому периоду относятся первые свидетельства благодатной помощи от Богородицы через свой образ «Призри на смирение». Так, этот чудотворный образ на протяжении 55 лет скрывала у себя схимонахиня Феодора, которая долгое время пребывала в киевском Флоровском монастыре, и именно там перед иконой получила исцеление глухонемая девочка. Умирая, схимница Феодора пожелала вернуть икону в ее первоначальную обитель – Введенский монастырь. Это произошло в 1992-м году. Тогда же было обнаружено, что на стекле киота, в котором находилась икона, отпечаталась черно-белая копия самого образа. С тех пор в Введенском монастыре почитаются две иконы – первоначальная, написанная красками, и ее нерукотворный отпечаток на стекле.

Зимненская икона


Образ Зимненской иконы Божией Матери хранится в Зимненском Успенском монастыре, что на Волыни. Эта икона имеет прямое отношение к памяти святого князя Владимира. Ведь согласно старинному преданию именно ею Вселенский патриарх Николай II Хрисоверг благословил византийскую принцессу Анну на брак с Киевским князем Владимиром. Впрочем, сам Зимненский образ явно относится к более позднему периоду. Возможно, он является списком того самого образа, принесенного на Русь царевной Анной. Но и само место хранения чудотворной иконы – Зимненский монастырь связан с Крестителем Руси, поскольку был им основан.
Так или иначе, но образ издавна хранился именно там, вплоть до закрытия обители при советской власти. Тогда его хранительница,  монахиня Иулиания, передала образ в Корецкий монастырь. И только в 1995 году икона вернулась на свое прежнее место в Успенскую Зимненскую обитель.

Касперовская икона


Касперовская икона по времени написания относится к XVII-XVIII веку. Ее привезли из Трансильванского воеводства. В 1809 году образ достался помещице Херсонского уезда Ульяне Ивановне Касперовой и находился в поместье ее мужа – Касперовке, откуда и получил свое название. Ульяна Ивановна первая испытала на себе благодать, исходившую от иконы. Со временем, в дом У.И.Касперовой стали стекаться люди разных сословий, нуждавшиеся в той или иной помощи от Богородицы. И многие из них получали ее: известны случаи исцеления эпилепсии, безумия, паралича, немоты…
Скоро икона стала чем-то большим, чем просто частной святыней семьи Касперовых. Уже с 1852 года с ней стали совершать крестные ходы из Касперовки в Херсон. А во время Крымской войны, по благословению святителя Иннокентия Херсонского, икону перенесли в Одессу, где она и пребывала в кафедральном Преображенском соборе. К заступничеству Богородицы прибегали и в годы Первой мировой войны. И помощь низменно поступала. Эта помощь Царицы Небесной не прекращается и поныне.

Песчанская икона


Само явление этой иконы уже есть чудо. В 1754 году святитель Иоасаф Белгородский, объезжавший свою епархию, увидел во сне ослепительную икону Богородицы, которая почему-то стояла на куче мусора. И вот в пригороде Изюма в Замостье в маленьком храме он увидел в притворе большую икону Богородицы, которая находилась в крайнем небрежении и служила не сколько святыней, сколько перегородкой для чулана. Святитель приказал поставить икону в более достойное место и рассказал о своем сне. Сразу же к новообретенному образу стали приходить страждущие, и их чаяния не были посрамлены: было множество чудотворений, самым явственным из которых стало  чудо воскрешения умершего ребенка.
Поскольку место, где находился Вознесенский храм с иконой, называлось Пески, образ стал именоваться Песчанским.
Чудеса продолжались. Так, например, в 1830 году крестный ход с Песчанской иконой остановил эпидемию холеры в Изюме. И ныне фактов чудесной помощи очень много. Все они фиксируются. Известны случаи исцелений онкологических заболеваний, психических расстройств, пьянства,  случаи возвращения зрения и многие другие.

Ахтырская икона


Оригинал чудотворной Ахтырской иконы Богородицы, известной с XVIII века, был утрачен после революции. Нынешняя икона, хранящаяся в Покровском соборе города Ахтырка Сумской области, является одним из списков оригинального образа. После революции этот образ был вывезен в США и находился в кафедральном православном соборе Сан-Франциско. В 1978 году стараниями епископа Марка Ладожского этот список был возвращен в Ахтырку.
Иконография его не совсем традиционна – Богородица изображена с непокрытой головой, что восходит к некоторым образцам западно-европейской иконографии, которые подчеркивали таким образом девство Божией Матери.


Весьма символично, что в памятные дни 1000-летия преставления святого князя Владимира в сердце Киевской Руси, в Киеве, где расположен один из уделов Пресвятой Богородицы – Успенская Киево-Печерская лавра, соберутся богородичные образа со всей Украины, которые в известном смысле представляют собой все основные части Украинской Православной Церкви: север, юг, восток и запад.
Это особенно важно сейчас, когда на нашей земле продолжаются нестроения, продолжает литься кровь. Но то, что не могут решить люди, может быть остановлено Божьим Промыслом. Потому будем молиться нашей главной заступнице – Пресвятой Богородице о ниспослании мира на нашу многострадальную землю.
 

 

Опубликовано: пн, 20/07/2015 - 03:11

Статистика

Всего просмотров 4,532

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle