«Совковость» Церкви?

ОТ РЕДАКЦИИ: В рубрике «PRO et CONTRA» мы предоставляем площадку для диалога: священникам, мирянам, нашим читателям. Редакция портала оставляет за собой право републикации материалов, которые находятся в свободном доступе в СМИ (полностью или частично, с ссылкой на первоисточник). Мы даём возможность высказаться людям с разными взглядами, позициями, при этом не обязательно придерживаемся той или иной точки зрения наших авторов.

Диалог может вестись в течении недели. Редакция будет информировать читателей обо всех обновлениях.  

***

Первый материал - ответ архимандрита Алипия (Светличного) на блог о. Георгия Коваленко на сайте ТСН: "Московського Патріархату на Майдані не було".

"На Майдані була Українська Православна Церква", - написал отец Георгий 26 октября в своем новом блоге.

"Під час презентації книги "Майдан і Церква" в інституті св. Фоми Аквінського, надаючи мені слово для виступу, римо-католицький священик о. Петро Балош засвідчив, що найбільше серед людей, що збиралися на Майдані Незалежності, було вірних Московського Патріархату. І цим спровокував озвучити публічно, у зрозумілому контексті, думку, яка постійно намагалася втілитися у пост Facebook, але без пояснень оприлюднювати її не хотілося. А ще напередодні презентації книги надійшла пропозиція створити блог на ТСН, що зі свого боку підштовхнуло до артикуляції думки. Так ось..." 
Читайте текст полностью на: tsn.ua/analitika

В тот же день на свой страничке в Фейсбук архимандрит Алипий (Светличный) ответил коллеге. Пост был обозначен "для друзей". Редакция портала "Православная жизнь" попросила дать публичный ответ отцу Георгию, обосновав свою категоричную реакцию на мнение о. Георгия Коваленко. Публикуем ответ священника полностью:

Архимандрит Алипий (Светличный) на Грушевского во времена Майдана

Если человек не хочет соглашаться с очевидностью, он просто закрывает глаза

«Сказал также Иисус ученикам своим: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят: Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему; И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», ‑ прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру»

(Лк. 17:1-5)

Ознакомился с мыслями о. Георгия Коваленко, изложенными в его блоге на сайте ТСН. Текст называется «Московського Патріархату на Майдані не було. На Майдані була Українська Православна Церква».

Чувствуется искреннее желание автора помочь нашей Церкви, украинскому обществу и государству выйти из того глубочайшего кризиса, в котором мы все оказались. Нельзя не выразить солидарность с этим желанием. Однако трудно согласиться с авторской оценкой ситуации и анализом первопричин.

Главной причиной всех нынешних бед о. Георгий считает «совковость» Церкви и общества, присутствующую в них ностальгию по «советскому гетто». «Совок» ‑ главный враг Украины. Именно с ним сегодня она ведет кровопролитную войну. Церковь расколота на старое «совковое» (читай граждански не сознательное, антиукраинское) духовенство и большинство активных проукраинских мирян вместе с меньшинством молодых священников, мировоззренчески сформировавшихся во времена независимости. Это для о. Георгия объясняет, почему на Майдане большинство участников идентифицировали себя с нашей Церковью, тогда как наши священники там оказались в меньшинстве.

Прежде всего, возникает вопрос: на основании каких социологических исследований делается вывод о большинстве представителей УПЦ среди участников Майдана? Откуда такие данные? Если таковых нет, то все вышесказанное ‑ не более чем субъективные оценки автора.

Кроме того, нужно ясно понимать, что идентифицировать себя с Церковью и быть Ее верным, это не всегда одно и то же. У нас весьма часто, если не в большинстве случаев, это две большие разницы, как говорят в Одессе. Одно – идентифицировать себя с Церковью, другое – быть верным членом Тела Христова.

В чем с о. Георгием можно согласиться, так это в том, что те, кто причислял себя к УПЦ и поддержал Майдан, в большинстве являлись мирянами, священников было крайне мало. Пастыри Церкви в своем большинстве не поддержали «Революцию достоинства». Лично для меня это ставит следующий вопрос: почему наиболее образованная и воцерковленная часть Церкви к Майдану отнеслась нейтрально, а невоцерковленная восприняла на ура? Ведь, крайне низкий уровень вовлеченности в церковную литургическую жизнь значительной части православных мирян сегодня никто под сомнение не ставит. Может быть, причина выхода мирян на Майдан и их преобладания там заключается именно в этом?

Бросается в глаза и то, что о. Георгий говорит от имени всей УПЦ, выдавая свою личную позицию за позицию всех Ее верных. Это не корректно. От имени Церкви могут говорить лишь те, кого Церковь на это благословила, ‑ патриарх, митрополит, синод, собор, уполномоченное официальное лицо. Отдельные верующие не должны уподобляться политикам, которые сплошь и рядом используют этот манипуляторский прием – свою позицию приписывают всем – народу, прогрессивному человечеству. Для верующего христианина, тем более для духовного лица, недопустимо свое личное политическое мнение выдавать за позицию всей Церкви.

Тем более что нынешние убеждения о. Георгия явно противоречат его прежним взглядам. Раньше, до Майдана он неоднократно заявлял, что священник должен выражать свои политические взгляды исключительно в кабинке для голосования. Его публичной позицией должна быть исключительно проповедь Евангелия Христова. Теперь же о. Георгий однозначно солидаризируется с одной из противоборствующих политических сторон. Мало того, пытается подвести под свою политическую позицию некие богословские основания.

И это в тот момент, когда ситуация из критической уже превратилась в катастрофическую. В стране идет братоубийственная гражданская война. Счет жертв пошел на тысячи. Украина гибнет от раздирающих ее грехов – наших грехов. Спасти ее может только один Господь. Однако без признания неправоты всеми сторонами противостояния, без исповедания своих прегрешений, без покаяния в содеянных беззакониях безумно уповать на спасение от Господа.

Обличая беззакония с той и другой стороны, Церковь сегодня не делит своих верных по политическим критериям, призывает всех к покаянию и примирению. Такую же позицию Церковь занимала и в годы гражданской войны после революции 1917 г. при патриархе-исповеднике Тихоне. Обличение происходило только в вопросах религиозного и нравственного характера. Тогда только Церковь возвышала свой голос! Эту позицию исповедовал и Блаженнейший Митрополит Владимир. Продолжает ее исповедовать и Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Церковь всегда ставит себя над суетной и тленной политикой, открывая человеку надмирную вечную перспективу его бытия. Поскольку Церковь призвана спасать души людей и вопрос «достоинства» стоит далеко не на первом месте, как вопрос чисто земного измерения.

Публично заявлять иную точку зрения, да еще и от имени всей УПЦ, означает ставить свои политические предпочтения выше церковного единства, подливать масло в огонь и распалять пожар гражданской войны. Разве в этом заключается патриотизм? И разве это не пресловутое «политическое православие», против которого так ратует сам протоиерей Георгий?

Обвиняя в «совковости» часть священства и мирян нашей Церкви, весь Московский Патриархат, о. Георгий тем самым делит верных на правильных и неправильных, совковых и проукраинских. Разве это не провоцирует разделений и расколов в среде народа Божия, не способствует церковному сепаратизму, об опасности которого не так давно предупреждал и сам о. Георгий?

На протяжении мирного периода постсоветской истории Украины многие граждане нашей страны «совками» уничижительно называли жителей юго-востока Украины. Сегодня там идет кровопролитная война.

Теперь «совковой» выставляют и нашу Церковь. Неужели священник о. Георгий хочет, чтобы это определение стало очередным аргументом, оправдывающим нынешнюю антицерковную кампанию? В рамках которой захватываются храмы, православные общины выбрасываются на улицы, избиваются священники и прихожане УПЦ, выливается поток ничем не обоснованной грязи на Церковь, которая своей молитвой и своими делами милосердия вот уже много лет служит на благо общества и государства… Зачем давать повод ищущим повода? В условиях начавшихся гонений всем верным необходимо сплотиться и быть воедино. Любая раздробленность ведет к ослаблению, а значить и к окончательному уничтожению. «Се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу…» (Ев. от Луки 22, 31).

Причина всех наших проблем не в совковости. «Совковость» ‑ это один из многих идеологических ярлыков, которые создаются для дискредитации оппонентов в политической борьбе и манипуляции сознанием народа. Навешивание ярлыков ничего не объясняет. Это лишь отдаляет от истинного понимания происходящего. Для этого их и используют.

По моему глубокому убеждению, первопричина трагедии Украины заключается в нашей невоцерковленности или обмирщении – в жизни не по Христу, но по стихиям мира сего. Проявлением этого в частности является и использование всевозможных политических клише вместо того, чтобы руководствоваться учением Господними.

При оценке любых исторических событий нам как христианам следует руководствоваться не мирскими идеологемами, не штампами массовой пропаганды, но Словом Божиим. Господь говорит, что «мир лежит во зле», что «все, что в мире, ‑ похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», что нельзя любить мир и то, что в мире, что необходимо быть «в мире, но не от мира». Это в наибольшей мере относится к политике – сфере земной жизни, где греховные страсти сребролюбия, властолюбия, гнева, тщеславия и гордыни кипят сильнее всего. Когда мы позволяем политике овладеть нашим разумом и сердцем, тогда мы подчиняем себя лежащему во зле миру, отходим от Христа и навлекаем на себя гнев Божий. Пока мы этого не поймем, ситуация будет лишь ухудшаться. 

Для о. Георгия Московский Патриархат ‑ это Церковь Советского Союза, УПЦ же – Церковь народа Украины. Получается, Русская Православная Церковь ‑ не Церковь Святой Руси, Киевской, Владимирской, Новгородской, но того богоборческого атеистического государства, которого уже давно нет на политической карте мира; т.е. нас ничего не связывает с Русской Православной Церковью, кроме формального поминания Патриарха за богослужением.

А где же тысячелетняя православная традиция на русских землях? Почему протоиерей о ней не вспоминает? Неужели советское семидесятилетие смогло ее полностью разрушить и подменить собой?

Фактически отделяя и противопоставляя УПЦ и РПЦ, о. Георгий ставит нашу святую Церковь в один ряд, например, с УПЦ КП, относя их к некой киевской традиции. Получается наша Церковь ближе к раскольникам, не имеющим официального признания и литургического общения с православными Церквями мира, чем к Вселенскому Православию?

Дело здесь даже не в поразительном историческом и догматическом невежестве. В этом как раз автора трудно заподозрить. Главная проблема видится в вопиющем духовном беспамятстве и сознательной манипуляции. Еще раз убеждаешься: если человек не согласен с очевидностью, он сначала закрывает свои глаза, а затем пытается закрыть чужие.

Главное, что нас роднит с РПЦ, – это единая тысячелетняя духовная традиция – богословская, каноническая, литургическая, аскетическая. У нас один богослужебный язык, один канонический устав, одни Таинства, общее православное богословие, общие святые и святыни. Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская, Троице-Сергиева лавры, Валаам, Соловки, Дивеево, тысячи монастырей и святынь – это все наше, родное. Все мы ‑ единая, святая, соборная и апостольская Русская Православная Церковь – Церковь равноапостольных Владимира и Ольги, страстотерпцев Бориса и Глеба, преп. Антония и Феодосия, Нестора Летописца, Александра Невского, Иова Почаевского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского.

Нет церквей киевской традиции. Есть одна Церковь традиции Христовой, Апостольской, святоотеческой! В Украине эта Церковь представлена Украинской Православной Церковью в каноническом единстве с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

На Майдане не было ни РПЦ, ни УПЦ. На Майдане вместе с другими людьми были верующие Украинской Православной Церкви, занимающие определенную политическую позицию. И это их не отлучало от Церкви, не делало ближе к Церкви. Ведь, Церковь всегда была, есть и будет со всеми своими чадами, независимо от их политических убеждений с единой надеждой, что политические проблемы улягутся, а душа возжелает Вечности.

Странно, что обо всех этих столь очевидных для церковного сознания истинах приходиться напоминать уважаемому православному священнику, бывшему главе Информационно-просветительского отдела, и нынешнему главе отдела Просветительского.

Опубликовано: пт, 07/11/2014 - 16:05

Статистика

Всего просмотров 130
Социальные комментарии Cackle